КРИВЕЛЛИ Карло

КРИВЕЛЛИ Карло (1430–1495 гг.) – итальянский художник. Родился в Венеции и начальное обучение живописи прошёл в известных мастерских Виварини и Якопо Беллини. Потом предпринял путешествие в Падую, где учился в художественной мастерской Франческо Скварчоне вместе со знаменитым Андреа Мантеньёй. Имя Карло Кривелли (сына неизвестного венецианского художника Якопо Беллини) впервые упоминается в 1457 г. при обстоятельствах его осуждения в Венеции за прелюбодеяние. У исследователей нет данных о его образовании, но если отталкиваться от его первой подписной работы («Мадонна»), то прослеживается схожесть по декоративности и изобретательности со страстной падуанской живописью середины XV в., в которой ещё чувствовалось преобладание Франческо Скварчоне, но уже и проглядывалась склонность к новшествам Ренессанса. Ренессанс был доставлен тосканцами (Фра Филиппо Липпи и Донателло) в Венето, предвосхищая появление Андреа Мантеньи. В городе Марке талантливый Карло Кривелли исполняет бесчисленные полиптихи, большинство которых в настоящее время находятся в различных музеях мира или стали реконструкциями в работах современных исследователей. Исследователи отмечают, что структура готических композиций представляет собой неизменное использование золотого фона, который привносит архаический вид в сочетании с новаторским чувством формы, выполненном в духе эстетики. В пластическом толковании рельефных фигур проявляется Возрождение, это особенно заметно в их расположении в пространстве, они словно ищут новые перспективы. Ярким примером становятся сцены «Страстей». Творчество Карло Кривелли не привязано к датам, исследователям известна датировка (1470 г.) лишь произведения «Мадонна» из Мачераты. В 1457 г. Карло Кривелли окончательно покидает Венецию и отправляется в Дзару; там он жил до 1465 г., а потом навсегда обосновался в Марке. Именно здесь Карло Кривелли стал признанным мастером и обрёл большую мастерскую, в которой выполнял многочисленные заказы для церквей и монастырей. Вот как пишет о нём Александр Бенуа в книге «История живописи»: «Карло Кривелли принадлежит к венецианской школе по происхождению и образованию, но деятельность его протекла почти целиком в Марках. Этот странный, чопорный живописец предпочитает ставить свои жёсткие, носатые, точно из дерева вырезанные и в медные одежды закованные персонажи на блестящий золотой фон; иногда же он заполняет воздушное пространство позади них орнаментально расположенными, точно из камня высеченными головами херувимов (например, «Pieta» в Ватикане)».

 



 
PR-CY.ru