КАНАЛЕТТО Джованни Антонио

КАНАЛЕТТО Джованни Антонио (1697–1768 гг.) – итальянский живописец эпохи классицизма и офортист; собственно, настоящая фамилия Каналь (Canal). Родился 28 октября 1697 г., учился у своего отца, театрального художника Бернардо Каналя. Работал, главным образом, в Венеции, а также в Риме (1719–1720 гг. и около 1740 г.) и Лондоне (1745–1755 гг.). Мастер архитектурного пейзажа-ведуты, Джованни Антонио Каналетто писал панорамные виды Венеции и других городов, наполняя их красочными изображениями городской жизни. Ведуты Джованни Антонио Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Но живописец, в отличие от Карлевариса, волшебным образом наполнял свои работы пестрой живой жизнью и удивительным светом. Документальная точность рисунка и совершенство перспективного построения сочетаются в произведениях художника с нарядностью и свежестью цветовой гаммы, световоздушными эффектами, нарядной зрелищностью композиционного решения («Двор каменотёса», около 1730 г., Национальная галерея, Лондон; «Отъезд венецианского дожа на обручение с Адриатическим морем», 1740 гг., Государственный музей изобразительных искусств, Москва; «Портик дворца», 1765 г., Галерея Академии, Венеция; «Старый Уолтонский мост», 1754 г.). Тонкой наблюдательностью, лёгкостью светотеневых градаций отмечены пейзажные офорты Джованни Антонио Каналетто («Ведуты»). В 1746 г. художник отправился в Лондон. В течение продолжительного времени Джованни Антонио Каналетто был самым успешным живописцем видов Лондона его и окрестностей. Впоследствии его техника становится довольно манерной. В 1755 г. художник возвращается в Венецию, где и работает до конца своих дней. В 1763 г. Джованни Антонио Каналетто избрали членом только что созданной венецианской Академии, хотя необходимую для показа при вступлении в неё новую работу художник написал только спустя два года. Ею стало знаменитое «Каприччо с колоннадой», поражающее своей искусной перспективой. Есть сведения, что первоначально Джованни Антонио Каналетто хотел представить в Академию панораму «Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада» (1763 г.), свою единственную датированную позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Джованни Антонио Каналетто в старости). Полотна же с фантастической или искажённой перспективой в Академии неизменно приветствовались. Последняя дошедшая до нас работа Джованни Антонио Каналетто – рисунок пером и тушью. Несмотря на годы, взгляд художника остаётся по-прежнему зорким, а рука – крепкой. В нижней части листа написано: «Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год». Спустя два года художник умер и был похоронен с большими почестями. Заупокойную мессу по нему служили 12 священников. Оставленное им наследстве оказалось весьма скромным: поношенная одежда, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать. Легенды о том, что Джованни Антонио Каналетто, благодаря влиятельным покровителям и многочисленным заказам скопил несметное состояние, были опровергнуты после его смерти. Кредитор Джованни Антонио Каналетто Джозеф Смит, он же британский консул в Венеции, продал основную часть его картин английскому королю Георгу III. Таким образом в королевском собрании оказалась значительная часть лучших картин и рисунков Джованни Антонио Каналетто.

 
PR-CY.ru