КАМПАНУС Иоганн

КАМПАНУС Иоганн (около 1500 – около 1574 гг.) – богослов и баптист. Родился в графстве Лун, входившем в состав Льежской епархии, учился в школе в Дюссельдорфе и переехал в Кельнский университет. Когда идеи Реформации достигли Кёльна, он вступился за них и был вынужден покинуть университет из-за споров с традиционными теологами. Сначала был священником, затем протестантским пастором в Рурмонде, а затем отправился в герцогство Юлих, где выступил как защитник новых теологических идей. В 1521 г. останавливался по приглашению дворянина Вернера IV фон Паланта в своём замке в Вассенберге. Приобрёл такую репутацию, что летом 1527 г. покровители позволили ему поехать в Виттенберг в качестве придворного хозяина молодых дворян. 19 декабря 1528 г. поступил в Виттенбергский университет, где изучал богословие у Мартина Лютера и Юстуса Йонаса. Однако, изучая Библию, обнаружил для себя утверждения, которые полностью отличались от утверждений его учителей. Георг Вицель, который также не согласился с утверждениями виттенбергских богословов, поддержал восторженные идеи Иоганна Кампануса, который выступил с ними в начале октября 1529 г. на марбургской религиозной дискуссии. Потребовал, чтобы его допустили к беседе, возражая, что он нашёл толкование слов установления в Вечере Господней. Он хотел добиться взаимопонимания между Мартином Лютером и Ульрихом Цвингли. С этой целью попросил Мартина Лютера принять участие в диспуте. Однако в его приёме было отказано. Вернувшись в Виттенберг, попытался всё более и более вызывающе распространить свои анабаптистские идеи, так что курфюрст Саксонии Иоганн Константин приговорил его к тюремному заключению на определённое время. Как только его выпустили из тюрьмы, Иоганн Кампанус был вынужден бежать из-за новой угрозы ареста. Однако его нельзя было переубедить с его точки зрения. Когда избиратель со своими богословами и советниками в Торгау обсуждал приближающийся сейм в Аугсбурге и «Confessio Augustana», он появился там и представил своё учение советникам. В этом контексте он попросил Мартина Лютера провести ещё один диспут, который снова был отклонён. В электорате Саксонии он не мог продвинуться дальше своих идей. Именно поэтому сначала отправился в Брауншвейг и вернулся в герцогство Юлих, где вокруг него собрались многочисленные сторонники. В Вассенберге и его окрестностях сформировалась группа предикантов Вассенберга, которые, как жертвы преследований, пользовались защитой Дростена Вернера фон Паланта. Там он написал в 1532 г. о Божественном и Священном Писании, затенённых много лет назад и затмеваемых учением и учителями от одобрения, возмещения и улучшения Бога, что составило 160 страниц об учении анабаптистов. В Зале Дома в Ратейме он нашёл защиту у дворянина Иоганна фон Ольмиссена по имени Мюльстрое (ум. в 1541 г.) и его сына Генриха (ум. около 1574 г.). В Мюнстере имел немалое влияние на анабаптистскую империю. Однако когда он напугал население герцогства Юлих, объявив о конце света и исчезновении сельского населения на Руре, герцог Юлих заключил его в тюрьму в 1553 г. Утверждается, что после более чем 20 лет тюремного заключения он умер, будучи разбитым морально и физически.

 
PR-CY.ru