КУНИГУНДА Польская, Венгерская

КУНИГУНДА Польская, Венгерская (1224–1292 гг.) – супруга великого князя польского Болеслава V Стыдливого (1243–1279 гг.), святая Римско-католической церкви (память 24 июля). Основными источниками сведений о Кунигунде являются два её Жития (одно из них было составлено польским историком каноником Яном Длугошем (ум. в 1480 г.), автор второго Жития (начало XV в.) исследователям неизвестен), а также описание посмертных чудес святой (первая половина XIV в.). Кунигунда – дочь короля Венгрии и Хорватии Белы IV (1235–1270 гг.) и его жены Марии, дочери никейского императора Феодора I Ласкаря; племянница католической святой Елизаветы Тюрингской. Как сообщается в Житии, с детских лет Кунигунда отличалась религиозностью и склонностью к молитвенному уединению, проводила много времени в часовне в Вишеграде. В 1239 г. Кунигунда вышла замуж за сандомирского князя Болеслава, регентом при котором был великий князь польский Генрих II Благочестивый (1238–1241 гг.). Кунигунда убедила мужа дать обет целомудренной жизни в браке. В 1241 г. Кунигунда, князь Болеслав и его мать княгиня Гремислава бежали от нашествия монголов в Краков, а затем, после падения Кракова, Люблина и Завихоста, – в Венгрию, где их приняли старшая сестра Болеслава католическая блаженная Саломея и её супруг князь Славонии Коломан (1226–1241 гг.), который был дядей Кунигунды. 11 апреля 1241 г. князь Коломан погиб в ходе сражения с монголами на реке Шайо. Члены семьи Болеслава, в том числе Саломея, прибыли в Моравию, а затем вернулись в Польшу. После гибели великого князя Генриха II в битве при Легнице (9 апреля 1241 г.) в стране началась междоусобная борьба, в результате которой Болеслав стал великим князем. В Житиях сообщается о помощи Кунигунды прокажённым и нищим: она раздавала им пищу и одежду, а также о совершённых ею многочисленных чудесах, в том числе об изгнании беса из одержимого. Кунигунда была одним из инициаторов канонизационного процесса Краковского епископа Станислава (канонизирован в 1253 г. папой Римским Иннокентием IV). После смерти мужа (1279 г.) Кунигунда отказалась от своего имущества в пользу бедных и поселилась в построенном при её содействии монастыре кларисс в городе Стары-Сонч. В 1287 г. из-за нашествия монголов Кунигунда и монахини были вынуждены временно покинуть обитель и переселиться в Пениньский замок на территории горного массива Тши-Короны. 24 апреля 1289 г. Кунигунда принесла монашеские обеты. Уступив уговорам насельниц, она согласилась стать настоятельницей монастыря. Кунигунда погребена в монастырской часовне; практически сразу появились сведения об исцелениях, происходивших у её могилы. С XV в. мощи Кунигунды хранятся в позолоченной раке. В 1628 г. папа Римский Урбан VIII распорядился изучить жизнь Кунигунды и проверить все связывавшиеся с ней чудеса, однако подготовка к беатификации была приостановлена. В 1684 г. папа Иннокентий XI по просьбе польского короля Яна III Собеского вновь начал процесс беатификации Кунигунды. 10 июня 1690 г. папа Римский Александр III причислил Кунигунду к лику блаженных Римско-католической церкви. В 1715 г. папа Римский Климент XI провозгласил Кунигунду покровительницей Польши и Литвы. В 1742 г. папа Бенедикт XIV поручил Краковскому архиепископу Яну Александру Липскому (1732–1746 гг.) провести сбор сведений о новых исцелениях, однако канонизационный процесс был прерван и возобновлён лишь в 1990 гг. 16 июня 1999 г., во время паломничества папы Римского Иоанна Павла II в город Стары-Сонч, Кунигунда была причислена к лику святых Римско-католической церкви.

 
PR-CY.ru