КОРДОВСКИЕ МУЧЕНИКИ

КОРДОВСКИЕ МУЧЕНИКИ – христиане, казнённые в IX–X вв. в городе Кордова (Испания), столице мусульманского государства Андалус, в том числе 48 христиан, пострадавших между 850 и 859 гг. в ходе так называемого движения мучеников (movimiento martirial), описанного и во многом вдохновлённого святым Евлогием Кордовским (ум. в 859 г.). Многие из Кордовских мучеников сознательно нарушали законы государства Андалус, чтобы принять смерть ради Христа: публично отвергали ислам, выступали с проповедью христианской веры, непочтительно отзывались об исламе и о мусульманском пророке Мухаммаде. В соответствии с нормами мусульманского права эти преступления карались смертью. В IX в. кордовская община мосарабов (испанских христиан, живших под мусульманским господством), по мнению исследователей, была крупнейшей в Андалусе. После арабского завоевания Пиренейского полуострова (711–714 гг.) христиане, получившие статус зиммиев, платили особый налог, джизью, и были ограничены в правах. Зиммиям запрещалось порицать Коран, ислам и Мухаммада, помогать отступникам от ислама. Эти запреты подчёркивали неполноправное положение иноверцев в мусульманском государстве. Мосарабы обладали автономией: кордовской христианской общиной руководили подконтрольные мусульманским властям чиновники – комит (comes) и его помощники, судья (censor) и сборщик податей (exceptor), а также викарий (заместитель комита) и претор (начальник полиции). В городе находилась епископская кафедра, действовал ряд церквей: внутри городских стен были церкви святого Киприана и Девы Марии, в пригородах – базилики мучеников Ацискла и Зоила и Трёх святых, монастырь Кутеклара и другие храмы и монастыри. В горах к северу от Кордовы находились небольшие монастыри, возникшие в VIII–IX вв. и сыгравшие важную роль в движении Кордовских мучеников, самые известные исследователям – мужской монастырь Спасителя, или Пинна-Меллария (Пиннамеллар, Пеньямелария; примерно в 5 км от Кордовы), и «смешанный» монастырь Табанос (примерно в 10 км от города). Многие мученики жили в этих монастырях и поддерживали тесные отношения с их насельниками, учились в школах, которые существовали при некоторых церквах и монашеских обителях. Основной источник сведений о Кордовских мучениках, пострадавших до 859 г., – сочинения кордовского пресвитера святого Евлогия. В «Памятной книге святых» («Memoriale sanctorum»; между 851 и 856 гг.) Евлогий описал гибель более сорока христиан, которых он уподоблял древним мученикам вопреки мнению церковных иерархов и других влиятельных мосарабов, считавших Кордовских мучеников самоубийцами и религиозными фанатиками. Значительная часть трактата посвящена критике ислама и его последователей, к которым Евлогий относился крайне негативно: в его представлении ислам – еретическое учение, изобретённое лжепророком, которого обольстили демоны, а мусульмане – жестокие и безнравственные люди, гонители праведников. Сочинение «Мученическое свидетельство» («Documentum martyriale») посвящено Флоре и Марии, юным христианкам, заключённым в тюрьму по обвинению в отступничестве от ислама. Евлогий убеждал их не уступать требованиям мусульман и хранить верность Христу до конца, невзирая на притеснения и неизбежную смерть.

 



 
PR-CY.ru