КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ»

КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» – чудотворный образ, главная святыня Курской епархии. Сведения о Курской-Коренной иконе содержатся в памятнике русской литературы XVII в. «Сказание о граде Курске и о явлении чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы; честнаго и славнаго Ея Знамения: иже нарицается Курския; и о чудесах Ея; и яко бы из давних лет» (известно также под названием «Повесть о граде Курске»). Возникновение «Сказания...» связано с восстановлением Курска в конце XVI в., с возрастанием славы его местной святыни в Смутное время и в первой половине XVII в. при поддержке центральной власти. «Сказание...» распадается на две части: в первой излагаются история Курска с древнейших времён до времени его разорения при нашествии Батыя и обретения образа Божьей Матери до его перенесения в Знаменский монастырь в 1618 г.; во второй описываются чудеса от иконы в хронологической последовательности. Автором «Сказания...» был житель Курска, возможно, монах Знаменского монастыря, непосредственный свидетель некоторых чудес, стремившийся к точности и достоверности в изложении событий. Повествование об иконе он предваряет замечанием о том, что «какие чудеса были прежде, никто не знает и узнать нельзя», – и рассказывает только о чудесах, которые произошли недавно и имеют свидетелей. Отдаленные события автор приводит с большой осторожностью. Так, он не называет точную дату обретения образа (появилась в кратких сказаниях и литературе XIX в.) и сообщает лишь, что это произошло после Батыева нашествия 1237 г. Восстановление Курска связывается в «Сказании...» с первым путешествием иконы в Москву в 1597 г., хотя оно началось раньше в связи с общими государственными мероприятиями по укреплению пограничных городов. Некоторые приведённые автором события известны исследователям только по «Сказанию...». В соответствии со «Сказанием...» Курская-Коренная икона была найдена охотником из Рыльска в лесу, на берегу реки Тускари, «при корени древа ниц лежащей», в 12 поприщах от разорённого татарами Курска (в «Сказании...» оно отнесено к нашествию на Русь хана Батыя в 1237 г., см.: Исторический музей). Когда он поднял икону, произошло первое чудо – из земли забил источник, и образовался колодец. Охотник позвал товарищей, и на месте чудесной находки они построили часовню, куда поместили икону. К ней приходили окрестные жители, многие исцелялись. По приказу Рыльского князя Шемяки (имя Василий в ранних вариантах «Сказания...» не приводится) икону перенесли в город Рыльск. Однако князь не оказал ей должного почитания и был наказан слепотой «за неверие и непочитание Богородичного образа». После раскаяния и моления перед иконой он получил исцеление и в благодарность построил в Рыльске храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Икона не осталась в городе: спустя некоторое время она сама возвратилась в часовню на берегу Тускари. В этом месте часто бывал и служил в часовне рыльский иерей Боголюб. Во время набега крымских татар на русские пограничные земли он был уведён в плен. Татары пытались поджечь часовню, но это им удалось не сразу, т.к. её охранял находившийся в ней образ. Тогда они разрубили икону и развезли её части в разные стороны на расстояние в нескольких поприщ, «чтобы она не помогала больше христианам».

 



 
PR-CY.ru