КИПРИАН

КИПРИАН – митрополит Нисибинский в юрисдикции Церкви Востока (740/741 – 767 гг.), церковный писатель. Согласно «Хронографии» Илии бар Шинайи, митрополита Нисибинского (1018/1019 г.), Киприан занял кафедру Нисибина (ныне Нусайбин, Турция) в 123 г. хиджры, т.е. в 740/741 г. Новоизбранный католикос Мар Аба II (741–751 гг.) отказался признать Киприана, поскольку считал, что его поставление прошло с нарушением церковных правил. Киприан, в свою очередь, вопреки канонам самовольно сместил одного из епископов, назначив на его место другого. Конфликт с католикосом, в который были вовлечены многие архиереи, продлился не меньшее четырёх лет; его подробности известны из послания Мар Абы II. Тем не менее, Киприану удалось сохранить за собой кафедру Нисибина. Из «Хронографии» Илии бар Шинайи исследователям известно, что в 758 г., при Киприане, были завершены строительные работы в апсиде и алтаре «великой церкви» в Нисибине, которые обошлись в 56 тыс. динаров. Григорий Бар Эвройо, яковитский мафриан Востока (XIII в.), в «Церковной истории» приводит два рассказа, касающиеся Киприана, которые относятся ко времени уже следующего католикоса, Иакова II (753–773 гг.). Первый связан с постройкой несторианами церкви в городе Тагрит (ныне Тикрит, Ирак) в обмен на открытие яковитской церкви в Нисибине. Несторианский епископ Тирханский Цлиба Заха сначала обратился с этим предложением к мафриану Павлу в Тагрите, а потом в Нисибине к Киприану, которого убедил пойти на компромисс с яковитами и передать им церковь св. Дометия (Мар-Диматай). После кончины мафриана Павла (757 г.) Цлиба Заха просил разрешения на строительство церкви у яковитского патриарха Георгия I (758 – 789/790 гг.), находившегося в заключении в Багдаде (строительство началось лишь в 767 г.). Второй рассказ, об участии Киприана в освобождении из заточения католикоса Иакова, более подробно передаёт несторианский арабоязычный писатель Мари ибн Сулейман (XII в.; Иосиф Симон Ассемани ошибочно атрибутировал это сообщение Амру ибн Матте (XIV в.)). Католикос Иаков был заключён в тюрьму по приказу халифа аль-Мансура (754–775 гг.) вместе с оспаривавшим его власть и низложенным ранее католикосом Сурином. В этой ситуации придворный медик Иса фактически взял на себя управление церковными делами и стал вымогать деньги у епископов, ссылаясь на своё влияние на халифа. Получив письмо Исы с подобными требованиями, Киприан отправился в Багдад, где при помощи сановника по имени Рабиа добился аудиенции у халифа и предъявил ему послание. Разгневанный халиф велел сослать Ису, конфисковать его имущество и отпустить католикоса Иакова. Согласно повествованию обоих хронистов, вместе с Иаковом были также освобождены из багдадской тюрьмы Антиохийские патриархи яковитский Георгий и мелькитский Феодор I (751–773 гг.; Бар Эвройо называет его Феодоритом, по мнению исследователей, путая с его преемником), однако, согласно другим источникам, их заключение следует относить к более раннему (в случае Феодора) или к более позднему (в случае Георгия) времени. В «Каталоге писателей» Авдишо бар Брихи, митрополита Нисибинского (ум. в 1318 г.), Киприану приписывается комментарий к творениям Григория Богослова и чин рукоположения в различные духовные степени. Первое сочинение, как полагают исследователи, не сохранилось, а второе известно исследователям по нескольким рукописям.

 
PR-CY.ru