КВАДРАТ

КВАДРАТ (ум. в 258/259 г.?) – мученик (память в Западной церкви 21 августа), предположительно епископ города Утика (в современном вилайете Бизерта, Тунис), пострадал во время гонений на христиан при императоре Валериане (253–260 гг.) вместе с мучениками Масса-Кандиды. Отрывочные сведения о Квадрате содержатся в гомилиях Августина Блаженного, произнесённых 21 августа, в день памяти святого, и 18 августа, в день памяти других мучеников Масса-Кандиды. Квадрат пострадал в городе Утика, как полагают исследователи, примерно в то же время, когда был казнён Карфагенский епископ Киприан (ум. 14 сентября 258 г.). Другие христиане, клирики и миряне, составлявшие всю его паству, погибли четырьмя днями ранее. В гомилии, сохранившейся среди сочинений Августина Блаженного, но ему не принадлежащей (исследователи предполагают, что составлена в Африке в V в.), уточняется, что мученики были казнены через отсечение головы. Повествование о мучениках Масса-Кандиды включено Пруденцием в поэму «Мученичество Киприана» из цикла «О венцах мучеников». Согласно Пруденцию, который ссылается на устную традицию (fama refert), мученики пострадали незадолго до казни Киприана Карфагенского. Епископ молился, чтобы Святой Дух укрепил в вере других христиан, живших в Карфагене. Гонители выкопали яму, наполнив её известью и раскалёнными камнями, а на краю поставили языческий алтарь. Христианам предложили принести на алтаре хотя бы символическую жертву, но все 300 человек предпочли смерть и бросились в яму. По словам поэта, души мучеников стали такими же белыми, как и их тела, уничтоженные известью, поэтому их прозвали «белоснежная груда» (лат. Massa Candida). Сообщение Пруденция во многом противоречит сведениям Августина Блаженного. Согласно Пруденцию, мученики (о Квадрате поэт не упоминает) принадлежали к христианской общине Карфагена и составляли паству св. Киприана. Августин Блаженный утверждал, что они пострадали в окрестностях города Утика, и связывал число пострадавших христиан (больше 153 человек) с числом рыб, найденных в сетях апостола Петра (Ин. 21:11), тогда как Пруденций писал о 300 мучениках. Согласно Августину Блаженному, Масса-Кандида – место в окрестностях Утики, получившая название в честь пострадавших там христиан: «Массой оно называется из-за их множества; Кандидой – по причине их сияния» (Пруденций полагал, что Масса-Кандида – прозвание самих мучеников. По мнению Пиус Франки де Кавальери, происхождение топонима Масса-Кандида (букв. – светлое поместье (усадьба)) не связано с пострадавшими там мучениками, но было использовано христианскими авторами в гомилетических целях. К вопросу о достоверности сведений, приведённых Августином Блаженным и Пруденцием, обращались П. Монсо и П. Франки де Кавальери. П. Монсо попытался согласовать противоречивые сведения, приведённые обоими авторами. Указывая, что память мучеников праздновалась в августе, и что проконсул Африки Галерий Максим незадолго до суда над Киприаном Карфагенским (сентябрь 258 г.) находился в Утике, исследователь предположил, что мученики пострадали в Утике 18 и 22 августа 258 г.

 



 
PR-CY.ru