КАЛИПОС, Калиполис

КАЛИПОС, Калиполис – грузинский мужской монастырь Пресвятой Богородицы (до 1030 гг. – после первой трети XII в.). Согласно источникам, Калипос был расположен в исторической Сирии, к северо-востоку от Антиохии (ныне Антакья, иль Хатай, Турция), на южном склоне Чёрной горы, к востоку от Дивной горы. Название Калипос восходит к греческому наименованию Антиохии – Калиполь (Прекрасный град). Сведения о Калипосе сохранились в выполненных в монастыре колофонах грузинских рукописей. Так, в одной из них указано, что «монастырь грузин, святой Матери Божией, Калипос» находился в «стране Асурети (Сирии), у границы с Антиохией» (Санкт-Петербургский Филиал Института Востоковедения РАН). Калипос как «лавра святой Матери Божией» упомянут в колофонах Алавердского Четвероевангелия (Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе). В другом Четвероевангелии (1060 г.) описываются «место Асурети, великий град Антиохия с монастырём великим Калиполисом, возведённым в честь святой Матери Божией, местожительство и пристань для грузин, и исихастирий возведён к востоку от монастыря в честь святых Архангелов». Возникновение и культурно-просветительская деятельность Калипоса связаны с так называемой литературно-богословской школой монастырей Чёрной Горы (см. Грузинская православная церковь). В 1030 гг. Сирия была освобождена от владычества мусульман, что способствовало оживлению здесь монашеской жизни, в том числе и грузинской. Грузинские монахи приходили из южногрузинской провинции Тао-Кларджети, селились в греческих обителях и основывали новые грузинские монастыри: Торне (греч. Моди, близ Свимеонцмиды), Кастана, Варламцмида (св. Варлаама), Эзры, Лерцмисхеви (груз. – Тростниковое ущелье, монастырь в ущелье близ Селевкии), Романцмида (св. Романа), Туалта (Твали), Калипос, Дзелицховели (Животворящего Древа, близ Романцмиды) и др. Калипос был связан с центром Чёрной Горы – сирийским монастырём Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца (в грузинских источниках – Свимеонцмида), в котором во второй половине XI в. подвизалось до 60 монахов-грузин. В скриптории Калипоса, который находился в исихастирии, переводили и переписывали рукописи для других грузинских обителей, в том числе за пределами Грузии. По мнению исследователей, роль Калипоса в деле создания и распространения рукописей была весьма значительной. Исследователи полагают, что в своё время Калипос обладал богатой библиотекой. С Калипосом связаны имена писателей, книжников и переводчиков – преподобного Георгия Святогорца, Василия Торел-копили (т.е. «бывшего Торели»  – имеется в виду мирское имя Василия), Василия Калипосского, преподобного Ефрема Мцире, священников Калипоса Гавриила и Иоанна Иванцмидели-Сапарели, преподобного Арсения Икалтойского (Калипосского) и др. В 1040 г., в правление императора Михаила IV Пафлагона в Византии и царя Баграта IV в Грузии, братья священники Гавриил и Иоанн Иванцмидели-Сапарели по приказу настоятеля Калипоса Василия передали библотеке основанного преподобным Прохором Грузином близ Иерусалима Крестового монастыря переписанный в Калипоса сборник сочинений Григория Богослова и Григория Нисского (Санкт-Петербургский Филиал Института Востоковедения РАН). С именем Василия Калипосского связано также создание списка Житий святых, переданного в память монаха Гавриила неким Петром через священника Иоване Хуцеси в грузинскую общину монастыря великомученицы Екатерины на Синае. В 1054 г., при византийском императоре Константине IX Мономахе, когда Баграт IV находился в Константинополе, иеромонахи Симеон, Георгий и Иоанн Двали переписали в Калипосе богато иллюминированное Алавердское Четвероевангелие (Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе).

 



 
PR-CY.ru