КОЯЛОВИЧ Михаил Иосифович

КОЯЛОВИЧ Михаил Иосифович (1828–1891 гг.) – историк, публицист. Родился в семье униатского священника, в 1839 г. воссоединившегося с РПЦ. В 1855 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, преподавал там же: в 1856–1857 гг. – на кафедре сравнительного богословия и русского раскола, в 1857–1869 гг. – на кафедре русской гражданской и церковной истории; в 1869–1891 гг. заведовал кафедрой русской гражданской истории. Экстраординарный профессор (1862 г.), ординарный профессор (1873 г.), заслуженный ординарный профессор (1881 г.). Одновременно исполнял должности инспектора академии (1874–1878 гг.), помощника ректора по церковно-историческому отделению (1884(1878?) – 1891 гг.). Сотрудничал в «Журнале Министерства народного просвещения», журналах «Церковный вестник», «Христианское чтение», «Гражданин», «Литовские епархиальные ведомости», газетах «Русский инвалид», «Новое время», «День» и др. Член Санкт-Петербургской археографической комиссии (1865 г.) и Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества (1890 г.). Согласно взглядам М.И. Кояловича, для исторического познания характерен субъективизм, присутствие которого «и неизбежно, и желательно». Задача историка состоит в том, чтобы определиться, в пользу какого субъективизма он делает выбор. М.И. Коялович разделял позиции славянофилов, т.к. считал их мировоззрение наиболее соответствующим задачам понимания русской и всеобщей истории. Внутреннюю основу русской жизни М.И. Коялович видел в общинно-вечевых традициях и соборности. Отступление от них, например, возникновение крепостного права, объяснял западным влиянием. По мнению М.И. Кояловича, у Запада России следовало заимствовать лишь технические достижения и «ремесленную культуру». Православной церкви М.И. Коялович отводил решающую роль в развитии нравственности. Роль интеллигенции в русской истории оценивал критически, осуждая её за отрыв от народа и подверженность западным влияниям. Основные труды М.И. Кояловича посвящены церковно-бытовой и политической истории Великого княжества Литовского. М.И. Коялович развивал тезис славянофилов о единстве русского народа (великороссов, малороссов и белорусов) и аристократии, скреплённом православной верой, языком и кровным родством. Стремился показать, что, несмотря на объединения Великого княжества Литовского с Польшей (1386, 1569 гг.) и заключение Брестской унии 1596 г., вследствие чего «западнорусы» едва не потеряли свою аристократию, веру и культуру, в местной «русско-народной жизни» сохранились «старорусское начало» и мощное тяготение к православной вере, а русская цивилизация всегда была центром притяжения для населения края. Негативную роль «неестественных союзов Литовской Руси с Польшей» М.И. Коялович связывал с печальным крушением Речи Посполитой. Сравнивая государственный строй этого объединения и России, он неоднократно высказывался в пользу российской государственной традиции, тесно связанной с православием, самодержавием, народностью, в то время как в Польше только шляхта пользовалась широкими правами, не считаясь «ни с традицией, ни с верой людей, которые в силу независимых от них обстоятельств стали по сути чужими на собственных же землях». Считая, что раздел Речи Посполитой был неминуем, т.к. это был закономерный «исторический приговор, давно заявленный историей», Коялович приветствовал «воссоединение исконных начал Западной и Восточной Руси». Медаль с надписью «Отторженное возвратих», отчеканенную при императрице Екатерине II, он воспринимал как вполне справедливое утверждение, ибо в «отнятых землях не было ни одной местности, не принадлежавшей когда-либо России».

 



 
PR-CY.ru