КОСМА МАКЕДОНЕЦ, Ивирит

КОСМА МАКЕДОНЕЦ, Ивирит (вторая четверть XVII в. – 1692 г.) – иеромонах, греческий мелург, кодикограф, дидаскал. Прозвище свидетельствует о его происхождении из Македонии. В «Анастасиматарии» – «Анфологии» 1687 г. Косма Македонец написал, что он был учеником митрополита Новых Патр Германа и соучеником другого известного впоследствии мелурга священника Баласиса. Таким образом, исследователи предполагают, что становление Космы Македонца как мастера певческого искусства происходило в Константинополе. Впоследствии он поселился в Иверском монастыре на Афоне, где стал иеромонахом (не позднее 1674 г., судя по ремаркам в его автографе, где он называет себя «иеромонахом и музыкантом», написавшим эту книгу «на исход преподобного иеромонаха Евфимия… из Иверского монастыря») и (одновременно или несколько позднее) доместиком. Наибольшую известность Косма Македонец приобрёл как переписчик певческих кодексов. По мнению исследователей, его письмо отличается не только высоким профессиональным уровнем, но и особой искусностью. Найдено около 30 его автографов, датируемых 1674–1691 гг., один из них описан (1680 г.) и ещё 18 перечислены М. Хадзиякумисом. Отдельно исследователи отмечают не упомянутые в этом списке Стихирари –с трёхтомный, датируемый около 1680 г., и двухтомный. Написанные Космой Македонцем кодексы исследователи обнаружили также в российских собраниях: Российской государственной библиотеки, 1681 г.; Библиотеки Академии Наук, 1686 г. (Триодь – Пентикостарий); Российской национальной библиотеки, 1689 г. (фрагмент Анфологии). По мнению М. Хадзиякумиса, Косма Македонец больше преуспел в преподавании, чем в искусстве сочинения музыки. Благодаря ремаркам в рукописях исследователям известны его ученики: Дамиан Ватопедский и священник Павел Скопелит. Исследователи предполагают, что Косма Македонец был также учителем протопсалта Панайотиса Халацоглу (ум. в 1748 г.), поскольку одно из его произведений надписано следующим образом: «…Сочинение кир Космы и учителя Панайотакиса» (XVIII в.). Косма Македонец распел полный цикл самогласнов Стихираря (известен автограф; отдельные его стихиры исследователи обнаружили в певческих сборниках, содержащих песнопения разных авторов), Ирмологий (сохранился также только в одном списке, 1682 г.); некоторые каноны Космы Македонца присутствуют и в других рукописях, например, в Ирмологии 1698 г. содержатся цикл канонов Страстной седмицы, «сочинение кир Космы», и катавасии субботы Акафиста с указанием: «Украшенные иеромонахом Космой Македонцем, доместиком Иверского монастыря». Кроме того, в рукописях (как в автографах Космы Македонца, так и в Анфологиях XVIII в.) исследователи регулярно встречают его песнопения в пападическом стиле: пасапноарии (хвалитные псалмы), «Честнейшую», херувимские, причастны, богородичны, матимы, калофонические стихи и др. Отдельно исследователи отмечают «метод метрофонии» из «Анфологии» (1747 г.), который имеет следующее примечание: «Украшено Космой, иеромонахом Македонцем и Ивиритом», а также кратиму первого плагального гласа, впоследствии переведённую в нотацию Нового метода.

 
PR-CY.ru