КОНЦЕРТ - Страница 9

На рубеже XX и XXI вв. в Киеве, в бывшей коллекции берлинской Певческой академии (иногда называемой собранием Карла Филиппа Эмануэля Баха), исследователи обнаружили рукописные сборники-поголосники XVIII в. (неполный комплект из шести томов: первый и второй дискант, второй альт, первый и второй тенор, второй бас). Двадцать восемь песнопений в этих сборниках были атрибутированы киевскими исследователями Дж. Галуппи и М.С. Березовскому, в том числе М.С. Березовскому – «Бог ста в сонме богов», «Внемлите, людие мои, закону», «Вси языцы восплещите руками», «Милость и суд воспою», «Не имамы иныя помощи», «Приидите и видите дела Божия», «Слава во вышних Богу», «Тебе Бога хвалим» (в настоящее время сборники возвращены в Берлин). В этих сборниках все концерты, в том числе «Господь воцарися» и «Не отвержи...», записаны анонимно. Считаются утерянными концерты М.С. Березовского «Вскую мя отринул», «Отрыгну сердце моё», «Суди, Господи, обидящия мя», «Услышите сия вси языцы». М.С. Березовскому приписывается авторство песнопения «Отче наш» на немецком языке («Unser Vater», 1813 г.). О творческих контактах Дж. Галуппи и М.С. Березовского документальных сведений не сохранилось, но исследователи полагают, что они имели место: композитор и певчий работали в Придворной капелле; Дж. Галуппи давал уроки юному М.С. Бортнянскому, уроженцу Глухова, земляку М.С. Березовского. В связи с отъездом итальянского маэстро из России встал вопрос о продолжении профессионального обучения в Италии Д.С. Бортнянского и М.С. Березовского. Исследователи отмечают, что духовные концерты Дж. Галуппи и М.С. Березовского имеют схожие структуры и приёмы развития тематизма. Авторы выбирали в качестве литературной основы тексты Псалтири (иногда соединяя строки из разных псалмов) и распределяли их соответственно характеру музыки частей. Большое значение имеет система полифонических приёмов: от канонических имитаций в первых частях до развёрнутых фуг с кульминационной стреттой («сжатым» проведением темы в нескольких голосах) – в финалах. Произведения Дж. Галуппи и М.С. Березовского дают исследователям представление о том, какие глубокие изменения осуществились в стилистике и форме хорового концерта. Если до середины XVIII в. ведущую роль в формообразовании играли риторические закономерности, исходившие из содержания религиозных текстов, то в сочинениях М.С. Березовского и Дж. Галуппи утверждается четырёх-пяти-частный цикл, базирующийся на музыкальной логике развития (в процессе складывания оптимальной структуры композиторы использовали двухчастные и многочастные циклы). Вершиной первого этапа истории русского духовного концерта исследователи называют «Не отвержи мене во время старости» М.С. Березовского, написанный, как считается, незадолго до кончины композитора, во второй половине 1770 гг. После отъезда Дж. Галуппи новая манера пения стала стремительно распространяться по империи. Современник композитора, немецкий учёный и историк Якоб Штелин писал: «За несколько лет до 1769 года фигуральное пение и церковные концерты достигли до самых отдалённых, внутренних, городов России. Они исполнялись в соборных и других церквах» (вместо Я. Штелина Д.С. Разумовский ссылается на Й.Й. Хайгольда).

 



 
PR-CY.ru