КОНЦЕРТ - Страница 8

Многочастные хоровые композиции исследователи встречают в творчестве венецианцев – Антонио Лотти (учитель Дж. Галуппи) и его последователей, современников Дж. Галуппи: Антонио Бернаскони, Гаэтано Латилла, Бонавентура Фурланетто. Считается, что творчество А. Лотти в западноевропейской церковной музыке служит «мостом» между барочным и классицистским стилями. Подобным образом в русской музыке церковные композиции Дж. Галуппи определили стилевой поворот от елизаветинского барокко к екатерининскому классицизму. Дж. Галуппи сочинил для православной церкви несколько духовных концертов. Не зная церковнославянского языка, композитор (как и многие другие иностранцы) подтекстовывал слова в партиях, ориентируясь на их латинские аналоги. Впоследствии это обстоятельство послужило поводом для упрёков в несоответствии его музыки православным богослужебным текстам. Однако исследователи считают, что вряд ли справедливо упрекать капельмейстера собора св. Марка в плохом знании текстов псалмов Давида, лежащих в основе хоровых концертов. Творчество Дж. Галуппи и других итальянцев, сочинявших православные песнопения, дало русскому церковному музыкальному искусству базу, основанную на европейском мышлении, позволило отечественной музыке достичь к 1770 – 1780 гг. классического уровня (в произведениях М.С. Березовского и Д.С. Бортнянского). Для написания хорового концерта Дж. Галуппи использовал форму a cappell'ного итальянского мотета. Этот жанр сформировался как многочастное произведение (двух, трёх и более частей) праздничного характера на церковный латинский текст для хора a cappella в конце XVI в. Позднее возникла его разновидность для солистов-певцов с инструментальным сопровождением. В настоящее время термин «mottetto» у западных музыковедов связывается, в основном, с произведениями кантатного типа (см. ст. Кантата). Таковы мотеты Дж. Галуппи «A rupe alpestri» для альта и оркестра, «Laudate pueri a tre» для двух теноров и баса с оркестром. Исследователи отмечают, что более ранняя форма мотета, прообраз русского хорового концерта, существовала в итальянской музыке XVIII в., но без названия «мотет». Таковы, например, мадригал А. Лотти «La vita caduca» (четыре контрастные части с фугой в конце, d-moll), «Magnificat» и «Laudate pueri» А. Бернаскони, «Laudate pueri» Г. Латиллы, а также многочисленные произведения венецианского композитора Б. Фурланетто, капельмейстера собора св. Марка (многие из его произведений сохранились не полностью, но даже отдельные партии позволяют исследователям судить об их форме, фактуре и стиле). Концерты Дж. Галуппи состоят из четырёх – пяти частей с темповым и тональным контрастом, аналогичным сонатно-симфоническому. Сохранились следующие концерты Дж. Галуппи: «Готово сердце моё, Боже», «Плотию уснув, яко мёртв», «Суди, Господи, обидящия мя», «Услышит тя Господь» (подобная форма была использована М.С. Березовским). Долгое время духовную музыку композитора изучали по двум концертам – «Господь воцарися» и «Не отвержи мене во время старости».

 



 
PR-CY.ru