КОНЦЕРТ - Страница 7

В настоящее время музыковеды по справедливости оценили вклад композиторов екатерининского времени в развитие отечественной духовной музыки, и термин «итальянщина» устарел. Западноевропейская композиторская школа, соприкоснувшись с древним православным пением, принесла большую пользу церковной музыке и обусловила её расцвет во времена Сергея Васильевича Рахманинова и композиторов Нового направления. Она позволила найти иные пути развития русской певческой традиции и, по словам Михаила Ивановича Глинки, связала узами законного брака «фугу западную с условиями нашей музыки». В начале царствования Екатерины II церковная музыка была под властью барокко. Императорица Елизавета Петровна в певческом искусстве придерживалась вкусов юности: в 1750 гг., как и при Петре I, на клиросе звучало партесное кантовое трёхголосие, в церкви Зимнего дворца звучали 8-голосные и 12-голосные концерты. В это время немногие композиторы обращались к церковной музыке: основное внимание сочинители уделяли старым формам с новыми звуковыми эффектами. В конце елизаветинского царствования появился гипертрофированный барочный вариант партесного концерта для 48 голосов, в котором антифонные переклички шли между четырьмя двенадцатиголосными хорами. Такой музыкой приветствовали императрицу Екатерину II в Ярославле в 1767 г., во время её путешествия по Волге (сохранились ноты Службы и двух концертов конца XVII – начала XVIII в.: Исторический музей; их обнаружил в начале ХХ в. Степан Васильевич Смоленский; реконструкция этих концертов выполнена Татьяной Федосьевной Владышевской). Исследователи предполагают, что Екатерина II, стремившаяся навести в России во всех сферах жизни и деятельности европейский порядок, захотела услышать в дворцовой церкви несколько иной репертуар, чем в предыдущие сорок лет. Для обновления стиля она привлекла итальянского композитора Дж. Галуппи к руководству Придворной певческой капеллой: до того момента иностранные капельмейстеры ведали лишь оперными постановками, оставляя церковную музыку регентам капеллы. Дж. Галуппи было поручено сочинить музыку на богослужебные тексты в православной традиции. Раньше в Венеции Дж. Галуппи написал много католических церковных музыкальных сочинений («Magnificat», «Salve Regina», «Nisi Dominus», «Dixit Dominus», «Gloria», «Ave Regina») для хоров собора св. Марка и женских приютов Инкурабили, Оспедалетто, но эти произведения были предназначены для солистов, хора и оркестра, а не для хора a cappella. Тем не менее, именно Дж. Галуппи стал родоначальником русского многочастного хорового концерта, вводившегося в православное богослужение. В католических соборах Венеции и Болоньи того времени церковная музыка звучала не только в сопровождении органа или оркестра, но и в хоровом исполнении a cappella.

 



 
PR-CY.ru