КОНЦЕРТ - Страница 6

Одним из центральных жанров русского хорового искусства второй половины XVIII – первой трети XIX вв. был духовный концерт, который представлял собой явление национально самобытное и вместе с тем поднимающееся до общеевропейского уровня, служил символом древней отечественной традиции и воплощал её самыми новыми средствами. Многие черты, присущие русской хоровой музыке этого периода в целом, присутствовали в духовном концерте в сконцентрированном виде. Период, охватывающий творчество композиторов от Максима Созонтовича Березовского до Степана Аникиевича Дегтярёва, стал «золотым веком» русского хорового концерта. Его историю исследователи условно делят на три этапа. Первый этап (1760–1770 гг.) представлен небольшим количеством сохранившихся и исторически достоверных произведений М.С. Березовского и Бальдассаре Галуппи; второй этап (конец 1770 – 1780 гг.) наиболее интересен ранним творчеством Дмитрия Степановича Бортнянского, хотя в этом жанре вместе с ним работали и многие второстепенные авторы, например, придворный скрипач и композитор Фердинанд Диц, воспитанники Академии Художеств Пётр Алексеевич Скоков, Евстигней Ипатьевич Фомин, С. Осипов и др.; третий этап (1790–1797 гг.) стал кульминацией в развитии классицистского хорового концерта; в это время были созданы лучшие концерты Д.С. Бортнянского; его творчество оказало огромное влияние на современников, особенно на молодое поколение – Льва Степановича Гурилёва, С.А. Дегтярёва, Артемия Лукьяновича Веделя, Степана Ивановича Давыдова, Даниила Никитича Кашина и др. Наряду с молодыми композиторами в те же годы хоровые концерты создавали крупные мастера – Осип Антонович Козловский, Джузеппе Сарти. Хоровой концерт второй половины XVIII в. стал новым жанром для отечественной церковной музыки, очень опосредованно связанным со своим предшественником – барочным партесным концертом. В истории музыки концерт второй половины XVIII в. также называют екатерининским, классицистским, итальянским. В царствование Екатерины II (1762–1796 гг.) русская церковная музыка испытала сильное влияние светских музыкальных жанров (оперы, песни, танцев), что было естественно в эпоху тесного взаимодействия отечественного искусства с западноевропейским. Наибольшее влияние на русскую музыку оказала итальянская, поэтому стиль духовных песнопений второй половины XVIII – первой трети XIX вв. со временем стал именоваться итальянским. Впервые это определение появилось в трудах историков русской церковной музыки в середины XIX в. (протоиерей Дмитрий Васильевич Разумовский, Владимир Фёдорович Одоевский). Позднее оно приобрело негативный оттенок, что было естественно для рубежа XIX и XX вв.: «итальянщиной» стали называть неумеренное применение в церковном пении приёмов оперной итальянской музыки и вытеснение исконных основ православного певческого искусства западноевропейскими традициями, которое произошло на закате жанра духовного концерта.

 



 
PR-CY.ru