КОНЦЕРТ - Страница 5

Начало 1680 гг. отмечено созданием произведения на современный авторский текст: это три стихиры Симеона Полоцкого, включённые им в издание «Повести о Варлааме и Иоасафе», в которых проводятся определённые параллели между повестью о царевиче и его наставнике, с одной стороны, и царём Фёдором Алексеевичем и самим Симеоном Полоцким, его учителем, – с другой. Это музыкальное произведение для пятиголосного состава неизвестного автора написано между 1680 г. (смерть Симеона Полоцкого) и 1682 г. (смерть Фёдора Алексеевича). Некоторые из этих стихир исследователи встречают в рукописях до середины XVIII в. Дальнейшее развитие концерта связано, в частности, с созданием произведений панегирического, славильного характера, приуроченных к государственным праздникам, победам, триумфам. По мнению исследователей, наиболее значительным образцом является концерт «Рцы нам ныне» Василия Титова, который был написан к торжественному въезду Петра I в Москву после победы под Полтавой (1709 г.). Другим примером может служить триумфальный концерт «Торжествуй, Российская земле». Это произведение исполнялось, по мнению исследователей, во время триумфа по случаю возвращения Петра I из Персидского похода (1722 г.). К этой же группе исследователи относят панегирические концерты, написанные Василием Кирилловичем Тредиаковским во время короткого царствования Петра II, и некоторые другие произведения. В начале XVIII в. происходит смещение музыкального центра сначала в Москву, затем в Санкт-Петербург. Исследователи отмечают, что в это время возрастает значение панегирической сферы, но такие произведения создавались по устойчивой модели и отличались стереотипностью. В то же время покаянная область творчества становится более яркой и приобретает лирико-драматические черты. Из авторов партесных концертов середины XVIII в. исследователям известны Николай Калачников и Фёдор Редриков. Об известной замедленности развития жанра может свидетельствовать возникновение такого важного явления в истории культуры, как пародия. В начале 1740 гг. было создано единственное в своём роде произведение – 12-голосный пародийный концерт «С начала днесь поутру рано». Это – бытовая сценка из жизни подвыпивших бурсаков и певчих, написанная по всем правилам церковного партесного произведения. По мнению исследователей, эпоха партесного концерта имеет чрезвычайное значение для развития музыкальной культуры Восточной Европы. Благодаря особенностям жанра переход от средневековой монодии к многоголосному, гармоническому звучанию Нового времени совершился плавно и эффективно, в первую очередь, потому, что сохранилась сфера бытования этой музыки – церковь. Остаются основные богослужебные жанры, язык и самое главное – участие человека как исполнителя. При всей новизне интонационного наполнения, метрической организации и прочая специфика воплощения богослужебной речи и присущая ей напевность не изменились. Новое музыкальное мышление становится понятным всем, поскольку аудитория сохраняется – это прихожане церкви, по сути – все слои общества. Вплоть до настоящего времени общедоступность хорового пения осталась характерной чертой музыки украинского, белорусского и русского народов. Благодаря этому сохранилась значимость партесного концерта для национальной культуры, в том числе и на Украине, сыгравшей огромную роль в ассимиляции партесного концерта, который позднее в уже адаптированном виде был воспринят на территории России.

 



 
PR-CY.ru