КОПЫЛОВ Александр Александрович

КОПЫЛОВ Александр Александрович (1854–1911гг.) – русский композитор, регент, скрипач, педагог. В 1862–1872 гг. – малолетний певчий в Придворной певческой капелле, там же учился в инструментальном классе игре на скрипке у Михаила Филипповича Кременецкого, на фортепиано у Ивана Осиповича Рыбасова, теории музыки и гармонии у Иосифа Карловича Гунке. Позднее по рекомендации Милия Алексеевича Балакирева занимался частным образом композицией с Анатолием Константиновичем Лядовым и музыкальной формой и инструментовкой с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым. В 1872–1879 гг. – скрипач и пианист оркестра Александринского театра; выступал и как солист-скрипач. В 1879–1883 гг. – большой певчий и исполняющий обязанности помощника учителя пения в Придворной певческой капелле, в 1883–1897 гг. – помощник учителя пения. По словам хорового дирижёра и воспитанника капеллы Палладия Андреевича Богданова, А.А. Копылов был «хоровым деятелем большого масштаба», владел «особой системой обучения и воспитания детей». Н.А. Римский-Корсаков, помощник управляющего капеллой в 1883–1894 гг., считал А.А. Копылова «знающим и опытным» наряду с другими учителями пения капеллы Степаном Александровичем Смирновым, Евстафием Степановичем Азеевым и Фёдором Александровичем Сырбуловым. Этот коллектив под руководством Н.А. Римского-Корсакова с 1883 г. участвовал в работе над новой редакцией «Обихода нотного церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемого», а также в работе по гармонизации напевов синодального Обихода. К публикации было подготовлено «Пение при всенощном бдении древних напевов» (СПб., 1888 г.), которое было высоко оценено критикой, а в 1918 г. на поместном Соборе РПЦ в Москве было рекомендовано для общецерковного употребления. С конца 1870 гг. по 1897 г. А.А. Копылов преподавал в инструментальном и регентском классах капеллы игру на скрипке и фортепиано, церковное пение и устав. Также преподавал церковное пение в Смольном институте, работал с хорами Павловского и Преображенского полков. После отставки из капеллы продолжал преподавать церковное пение: например, в 1907–1908 гг. руководил общедоступным хоровым классом при Регентском училище Степана Васильевича Смоленского. 9 марта 1908 г. дирижировал одним из духовных концертов соединённых церковных хоров, организованных Церковно-певческим благотворительным обществом («концерты 500»). Сближение с кружком мецената и музыканта Митрофана Петровича Беляева способствовало расцвету композиторского творчества А.А. Копылова.

 



 
PR-CY.ru