КОНФУЦИАНСТВО

КОНФУЦИАНСТВО (лат. соnfucianism, кит. жу-цзя, жу-цзяо; «(учение) школы ученых-интеллектуалов») – одно из трёх главных этико-религиозных учений Дальнего Востока наряду с даосизмом и буддизмом. Возникло в Китае на рубеже VI и V вв. до н.э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя – Конфуция, что соответствует исходной установке последнего – «передавать, а не создавать, верить древности и любить её» («Лунь юй»). Взгляды Конфуция выражены в сборнике «Лунь юй» («Теоретические речи», составлен в V–IV вв. до н.э., в современной форме – на рубеже I в.). Новое этико-философское учение Конфуций связывал с мудростью «совершенномудрых» (шэн) правителей полумифической древности, выраженной, главным образом, в историко-дидактических и художественных произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из которых – каноны «Шу цзин» и «Ши цзин» (конец II – первая половина I тыс. до н.э.). Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, XI–III вв. до н.э.) были учёные-интеллектуалы, специализировавшиеся в «культурной» (вэнь) деятельности, т.е. в хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных штудий, главным образом, астрономо-астрологических (семантика слова «культура» (вэнь) охватывает и письменность, и астрономо-метеорологические явления). В основном, эти учёные были известны в районе царства Лу, родины Конфуция (современная провинция Шаньдун), и были, как полагают исследователи, потомками правившей или жреческой верхушки государства Шан-Инь, покорённого в XII–XI вв. до н.э. племенным союзом Чжоу, который находился на более низком уровне культурного развития. По мнению исследователей, их социальное падение отразилось в этимологии термина «жу» – слабый. Конфуций счёл эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал государственного устройства, при котором при наличии сакрально вознесённого, но почти бездействовавшего правителя реальная власть принадлежит учёным-жу, соединявшим в себе свойства философов, литераторов, учёных и чиновников. Конфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с государственным аппаратом. Этому стремлению соответствовало теоретическое истолкование и государственной, и божественной («небесной») власти в семейно-родственных категориях: «государство – одна семья», государь – сын Неба и одновременно «отец и мать народа». Государство отождествлялось с обществом, социальные связи – с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре (последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном). С точки зрения конфуцианства, отец считался Небом (тянь) в той же мере, в какой Небо – отцом. Поэтому «сыновняя почтительность» (сяо) в специально посвящённом ей каноническом трактате «Сяо цзин» была возведена в ранг «корня благодати/добродетели (дэ)».

 



 
PR-CY.ru