КИРИЛЛ, Кириак - Страница 3

В 1920 гг. в деревне Сырья около церкви Николая Чудотворца стояла часовня «в одной ограде, иконостас в ней 1-поставной, на стенах северной и южной, вся живопись ветхая и простая. Гробница простая крашеная с изображением, над ней балдахин на 4 колоннах» (Государственный архив Архангельской области. «Заявление о регистрации Сырьенского культа. 1925-1928 гг.»). В ХХ в. часовня и рака Кирилла с балдахином сохранялись местными жителями неприкосновенными. В этот период из Никольской церкви была перенесена в часовню икона Кирилла Белозерского последней трети ХVII в. и установлена в возглавии над ракой Кирилла (в настоящее время в собрании Архангельского музея изобразительных искусств). Уникальные изображения Кирилла есть на трёх иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г., хранящихся в Финляндии. Композиция и иконографические типы многих местных подвижников для этого извода были разработаны в мастерской Василия Макаровича Пешехонова в Санкт-Петербурге (см. Пешехоновы) или в Преображенском монастыре на Валааме. Образ из местного ряда церкви Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище этой обители хранится в домовой церкви Церковного управления Финляндской православной церкви в Куопио (упоминается в описях имущества 1912 и 1942 гг. – Архив Финляндского Валаамского монастыря). Кирилл представлен оплечно в шестом ряду крайним слева; у него крупные черты лица, впалые щёки и окладистая борода с едва заметной проседью, тёмно-русые волосы разделены на прямой пробор; на нимбе надпись: «С. Кирiакъ Сыринскiй». Две одинаковые по иконографии иконы-пядницы этого извода, подписанные как «труд валаамских иноков», были созданы тогда же в мастерской Валаамского монастыря (Преображенский собор Нововалаамского монастыря и Музей православной церкви в Куопио, Финляндия). Кирилл также написан в верхней части левой группы: седовласый старец с бородой средней величины, без куколя. Лики исполнены в академической светотеневой манере, фон золотой. В составе Собора русских святых Кирилл представлен в одной из композиций, выполненных первоначально иеродиаконами Паисием и Анатолием, в росписи галереи русских святых, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (конец 1860 – 1870 гг., поновление – 1970 гг., около 2010 г.). Кирилл в мантии и чёрном клобуке с крестом в руках изображён первым в группе подвижников XV в. (ошибочно помещён под 1402 г.). Примером совресенной иконографии исследователи считают поясной образ святого на иконе «Господь Вседержитель, с преподобными Трифоном Печенгским, Варлаамом Важским и Кириллом Сырьинским» (2011 г., иконописец Игорь Ильич Лапин), созданной для церкви Сийских святых Антониева Сийского монастыря. Кирилл – старец с окладистой седой бородой в монашеской мантии, куколь на плечах, в руке – игуменский посох. Его образ (голова не покрыта, в руке чётки, надпись: «Св. Кириак Каргопольский») есть также на иконе «Собор Олонецких святых» конца XX – начала XXI вв. в соборе князя Александра Невского в Петрозаводске.



 
PR-CY.ru