КИРИЛЛ, Кириак

КИРИЛЛ, Кириак (ум. в первой половине XVI в.) – Сырьинский (Сыльинский), основатель Успенского Сырьинского монастыря (ныне деревня Сырья Онежского района Архангельской области), преподобный (память 28 апреля, 21 мая – в Соборе Карельских святых). О Кирилле исследователям известно из Жития преподобного Александра Ошевенского, составленного в 1567 г. монахом Александрова Ошевенского мужского монастыря Феодосием. В Житии есть рассказ «о сырияньском началнике игумене Кирилле», основанный, по мнению исследователей, на воспоминаниях старожилов Ошевенского монастыря. Мирское имя святого было Кириак. Он родился в семье священника из Заветровья Чекуевской волости на реке Онеге («волостка Чекоево конец острова на Онеге»), где стояли две церкви: холодная Преображенская и тёплая Успенская. Оставшись в раннем возрасте сиротой, «ремесла же не имея никоего», юноша отправился в Ошевенский монастырь. Ученик преподобного Александра игумен Максим, управлявший Ошевенским монастырём между 1489 и 1535 гг., принял Кириака в обитель и постриг в монашество с именем Кирилл. Под руководством опытного старца Кирилл постигал иноческую жизнь. Сначала его послушанием было работать в поварне и хлебне, позднее он стал пономарём и просфорником; в монастыре Кирилл выучился грамоте. Прожив здесь многие годы, он по благословению игумена Максима направился в Новгород, где архиепископ (как полагают исследователи, Геннадий (Гонзов)) совершил его иерейскую хиротонию. Из Новгорода Кирилл вернулся в родные места, какое-то время служил в знакомом с детства Преображенском храме в волости Конец Острова: «Он же отиде восвояси и пребысть в некоей веси, именуема Кеноозеро, служа Богови. И оттуду прейде на Онегу на реку в весь, зовома Конец-островие, ту есть храм всемилостиваго Спаса, и тамо пребысть чисте, принося жертву Богови». Место, которое Кирилл выбрал для устройства монастыря, называлось Сырья Гора и располагалось в девяти верстах от Чекуева (ныне Онежского района Архангельской области). На высоком берегу реки Кодина, недалеко от её впадения в Онегу, он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и кельи для пришедшей к нему братии. По мнению исследователей, Сырьинский монастырь был основан в первой трети XVI в. Самое раннее упоминание обители содержится в платежной книге Каргопольского уезда 1555–1556 гг. И. А. Кутузова и Я.И. Сабурова («Северный археографический сборник». Вологда, 1972 г., выпуск 2). В отписи дьяков Казарина Дубровского и Леонтия Ананьина 1559 г. сообщается: «В Турчасовском же уезде монастырь на Сырье, а в нём церковь Успения Пречистые да тёплая церковь Никола Чудотворец» (Акты социально-экономической истории Европейской России конца ХV – ХVI вв.: Акты Соловецкого монастыря. Л., 1988 г.). По преданию, Кирилл скончался в сане игумена «в маститой старости», погребён у северной стены Успенской церкви (в дореволюционных трудах и справочных изданиях ошибочно, по мнению исследователей, указывалось, что каргопольский подвижник скончался в 1402 г.). Позднее над его могилой построили часовню.

 



 
PR-CY.ru