КИРИЛЛ, Васильев Косьма Васильевич

КИРИЛЛ, Васильев Косьма Васильевич (в схиме Макарий; 1871–1944 гг.) – епископ Маловишерский. Из крестьянской семьи. С юных лет стремился к монашеской жизни, но не мог стать послушником, т.к. штат монастырей Новгородской епархии был заполнен, и новых послушников не принимали. 17 октября 1894 г. поступил на испытание в возобновлённый «практически-миссионерский» Воскресения Господня мужской монастырь (Макариеву пустынь). Пребывал в монастыре под духовным руководством настоятеля, синодального миссионера (до 1898 г.) игумена Арсения (Алексеева). Послушником совершил паломничество на Святую землю и Афон. 25 декабря 1900 г. принял монашеский постриг с именем Кирилл. 2 сентября 1901 г. рукоположён во иерея. После увольнения по указу Синода от 1 февраля 1906 г. настоятеля и строителя монастыря игумена Арсения (Алексеева) Кириллу было поручено временное управление Воскресенским монастырём. Указом Синода от 19–28 августа 1906 г. по прошению братии и по представлению Новгородского и Старорусского архиепископа Гурия (Охотина) Кирилл был назначен исправляющим должность настоятеля. Определением Синода от 9–21 сентября 1906 г. монастырь был преобразован в общежительный, его братия освобождалась от миссионерской деятельности. Определением Синода от 11–22 марта 1910 г. Кирилл был утверждён в должности настоятеля с возведением в сан игумена. Если в 1908 г. под началом Кирилла в обители подвизалось восемь монахов и 38 послушников, то к 1917 г. было уже 60 монашествующих и восемь послушников. Иноки Воскресенского монастыря ставились при Кирилле настоятелями других обителей: иеромонах Трофим (Якобчук) – уфимского Успенского мужского монастыря (1913 г.), иеромонах Владимир – Свято-Духова монастыря в городе Боровичи Новгородской епархии (1916 г.). Постоянно возрастало число паломников в Воскресенский монастырь не только из Новгородской, но и из соседних епархий, а также из Санкт-Петербурга. Трудами Кирилла в обители возобновилось пение службы преподобному Макарию Римлянину в соединении со службой Успения Богородицы (престольный праздник главного монастырского храма), и возродилась традиция ежегодного праздника в честь преподобного Макария 19 января. В 1914–1916 гг. на островке преподобного Макария по инициативе Кирилла были построены вместо деревянного каменный храм во имя Всех преподобных, в посте и подвиге просиявших, и при нём скит, где постоянно жили два – три монаха. В самой пустыни в 1906 г. была построена трёхъярусная колокольня, в 1902–1915 гг. – братский корпус и каменный Михаило-Архангельский храм. Кирилл сплотил вокруг обители прихожан и духовенство окрестных храмов. Особенно тесное сотрудничество сложилось у него с настоятелем Покровского храма села Замостье священником Алексием Борисовым, талантливым организатором приходской жизни и поборником народной трезвости. В 1915 г. общество трезвости, действовавшее при Воскресенском монастыре, было преобразовано в Макариевское братство, возникла традиция проводить в обители «трезвенные совещания» в день памяти святого. В 1917 г. участниками такого совещания были архимандрит священноисповедник Амвросий (Хелая), священник Александр Иванович Боярский. По инициативе Кирилла с 1915 г. в одно из воскресений в середине июня в пустыни стали устраивать всенародные моления, на которые сходились крестные ходы из Любани и ближних сельских приходов. Массовые летние паломничества совершались в Воскресенский монастырь даже в послереволюционные годы.

 



 
PR-CY.ru