КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ - Страница 2

С 1882 г. Константин Константинович начал публиковать свои поэтические произведения. Основные темы стихов – любовная и пейзажная лирика, воспевание гениев мировой культуры (Рафаэль, Вильям Шекспир, Вольфганг Амадей Моцарт, А.С. Пушкин и др.), библейские мотивы. Важное место в его творчестве занимал военный цикл («В строю: Стихотворения». СПб., 1915 г.). Стихотворение «Умер бедняга в больнице военной» вошло в фольклорный репертуар и стало народной песней. Считал себя продолжателем пушкинской традиции; из современников учителями в литературе называл А.А. Фета, Аполлона Николаевича Майкова, Якова Петровича Полонского, И.А. Гончарова, с которыми находился в переписке. Исследователи отмечают. что Константину Константиновичу было свойственно целостное восприятие мира, созерцательность, душевная сосредоточенность. На его стихи написано около 70 романсов (Пером Ильичом Чайковским, Сергеем Васильевичем Рахманиновым, Рейнгольдом Морицевичем Глиэром, Александром Тихоновичем Гречаниновым и др.). Автор поэм «Возрождённый Манфред» (1885 г.) и «Севастиан-Мученик» (СПб., 1888 г.). С 1889 г. Константин Константинович работал над переводом «Трагедии о Гамлете, принце Датском» В. Шекспира (СПб., 1899–1901 гг., три тома), который снабдил фундаментальными источниковедческими и историческими комментариями. Пьеса в переводе Константина Константиновича была поставлена в 1897 г. любительской труппой литературно-драматического кружка «Измайловские досуги», основанного в 1884 г. офицерами Измайловского полка при участии великого князя (при этом Константин Константинович исполнял главную роль в пьесе). Перевёл также драмы «Мессианская невеста» Фридриха Шиллера (СПб., 1885 г.) и «Ифигения в Тавриде» Иоганна Вольфганга Гёте (1912 г.). Большой резонанс получила оригинальная драма Константина Константиновича «Царь Иудейский» (СПб., 1914 г.), содержанием которой стали страдания и крестная смерть Иисуса Христа. Пьеса была запрещена к постановке цензурным комитетом Святейшего Синода; отзыв писал архиепископ Сергий (Страгородский). Не отрицая высокого художественного уровня произведения, архиепископ писал: «Драма “Царь Иудейский”, отданная на современные театральные подмостки и в руки современных актеров, не только не облагородит театра, но и сама утратит свой возвышенный, духовный характер, превратившись в обычное театральное лицедейство, при котором главный интерес не в содержании, а в том, насколько искусно играет тот или другой актёр». Пьеса была поставлена по особому разрешению императора Николая II участниками «Измайловских досугов» и профессиональными артистами на сцене Эрмитажного театра (1914 г.; Константин Константинович в роли Иосифа Аримафейского), музыкальное оформление Александра Константиновича Глазунова, танцы Михаила Михайловича Фокина.

 



 
PR-CY.ru