КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ - Страница 4

В вологодском соборном синодике 1580 гг. читалась «великому кн(я)зю Константину Всеволодичю Володимерскому вечнаа памят(ь)» (Российская национальная библиотека). Константин Всеволодович как предок легендарного князя Глеба с середины XVI в. также упоминался в Сказании о Спасо-Каменном в честь Преображения Господня мужского монастыря (Новикова О.Л. «Летописные заметки в кирилло-белозерской рукописи 60 гг. XVI в.» и «Сказание о Спасо-Каменном монастыре // Очерки феодальной России. М., 2008 г., выпуск 12; ранее «Сказание…» ошибочно приписывалось Паисию (Ярославову)  датировалось началом XVI в. – Прохоров Г.М. «Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре // Книжные центра Древней Руси, XI–XVI вв.: Разные аспекты исследования 1991 г.). «Исторический портрет» Константина Всеволодовича находится в стенописи 1652–1666 гг. (по первоначальной программе 1564–1565 гг.) на южной грани северо-восточного столпа Архангельского собора Московского Кремля. Константин Всеволодович показан фронтально в рост, в княжеском одеянии: красном далматике с золотым поясом, сине-зелёной узорчатой шубе-ферезее, в красной шапке с опушкой, имеет недлинную, слегка раздвоенную на конце бороду; изображён с нимбом. Правой рукой, поднятой к груди, благословляет, в левой, отведённой в сторону, держит свиток. По мнению исследователей, князь изображён на миниатюре из Радзивиловской летописи конца XV в. (Библиотека Академии Наук; см.: Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994 г. том 1) верхом на коне в сцене проводов братьями князя Святослава Всеволодовича на Новгородское княжение. Основные события из жизни Константина Всеволодовича проиллюстрированы на миниатюрах Лаптевского тома Лицевого летописного свода 1570 гг. (Российская национальная библиотека). Среди более 50 миниатюр с изображением Константина Всеволодовича исследователи выделяют несколько циклов, которые посвящены отъезду Константина Всеволодовича на Новгородское княжение и преставлению его матери великой княгине Марии Шварновны, смерти благоверного великого князя Всеволода Юрьевича, битве на реке Липице, преставлению Константина Всеволодовича. На ранних миниатюрах, например, в сцене свадебного пира или совместного с отцом похода на половцев, Константин Всеволодович – русоволосый благообразный юноша, в дальнейшем он изображается средовеком с недлинной бородой, в княжеском одеянии. Особо подчёркнуто благочестие князя, больше десятка миниатюр посвящено закладке и освящению различных церквей в Ростове, Ярославле и Владимире, а также торжественной встрече ростовского епископа Пахомия с привезёнными из Константинополя реликвиями. На миниатюре, сопровождающей текст посмертной похвалы мудрости и праведности Константина Всеволодовича, он изображён седым старцем, обращённым к народу. На высоком столе перед собой он придерживает раскрытую книгу. Константин Всеволодович изображён в составе некоторых генеалогических серий портретов русских государей: например, на комплекте костяных рельефных портретов 1790 гг. (Егорьевский историко-художественный музей), на гравюре пунктиром начала XIX в. (Государственный литературный музей) и др. Как правило, он показан оплечно, безбородым, в воинском шлеме и со щитом у плеча, иногда в княжеской шапке с городчатым венцом. Существовали книжные иллюстрации с сюжетами из жизни Константина Всеволодовича, в том числе литографии Петра Иванова по рисунку Бориса Артемьевича Чорикова «Великий князь Всеволод назначает наследником второго сына своего благоверного князя Георгия, 1212 г.», «Добросердечие великого князя Константина, 1217 г.» («Живописный Карамзин, или Русская история в картинах / Издательство: А. Прево. СПб., 1836. Ч. 1).



 
PR-CY.ru