КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ

КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ (лат. «congregatio» – «союз», «соединение») – течение в кальвинизме, возникшее в Англии во второй половине XVI в. Некоторые религиоведы считают конгрегационализм одной из двух ветвей индепендентства – возникшего в Англии религиозного движения, сторонники которого требовали передать управление церквами местным церковным общинам, а не стоящим над ними региональным или общегосударственным организациям. Они считали, что община должна сама избирать священников, владеть церковной собственностью и не находиться под контролем государственной церкви. Настаивая на этом, конгрегационалисты, тем не менее, соглашались формально остаться в составе государственной церкви (принявшей тогда кальвинизм), в то время как более радикальные представители индепендентства, так называемые сепаратисты (из которых позже выделились баптисты), добивались полного разрыва с так называемой государственной церковью. Первая конгрегациональная церковь была организована в Лондоне в 1567 г. Ричардом Фицом. Одним из основоположников конгрегационализма был Роберт Браун (около 1550 – около 1633 гг.), вынужденный эмигрировать в Нидерланды, где в 1582 г. он опубликовал «Трактат о немедленной Реформации». Другими религиозными деятелями, сыгравшими значительную роль в формировании конгрегационализма, были Генри Барроу (около 1550 – 1593 гг.), Джон Гринвуд (ум. в 1593 г.), Джон Пенри (1562/1563 – 1593 гг.). Все они были казнены. Конгрегационалистами себя считали протестанты-кальвинисты, которые придерживались «Савойской декларации» (1658 г.), составленной по образцу кальвинистско-пресвитерианского «Вестминстерского вероисповедания», но с заменой пресвитерианского церковного устройства конгрегационалистским. Во второй половине XVI в. конгрегационалистские группы создавались, в основном, в Англии, в то время как пресвитерианские – и в Шотландии, и в Северной Англии. После основания Плимутской колонии (1620 г.) тысячи приверженцев конгрегационализма отправились в Новую Англию. В Северной Америке поселенцы создавали свои религиозные общины по примеру раннехристианских: «по договору» объединялись в общину для богослужений и изучения Слова Божия. Главы общин по-разному трактовали Библию; что отражалось в незначительных различиях в организации церквей.

 



 
PR-CY.ru