КОЛОДЕЦ ИАКОВА

КОЛОДЕЦ ИАКОВА находится у подножия горы Гаризим (ныне Джабаль-эт-Тур), примерно в 2 км от библейского Сихема (византийский Неаполь, ныне Наблус). Здесь, согласно Евангелию от Иоанна (Ин. 4:5–43), Христос беседовал с самарянкой (см. подробнее в ст. Фотина Самаряныня, мученица, Виктор и Иосия, мученики). Местоположение Колодца Иакова описано в Евангелии: недалеко от самаритянской деревни Сихарь (в Ветхом Завете не упоминается; его отождествляют с нынешним Аскаром у подножия горы Гевал), около участка, переданного ветхозаветным патриархом Иаковом своему сыну Иосифу (ср.: Быт. 33:19; покупка Иаковом участка земли около Сихема) и Быт. 48:22; дар этой земли Иосифу; ср.: Нав. 24:32). Колодец Иакова являлся местом паломничества с первых веков христианства. В сочинении Евсевия Кесарийского «Ономастикон» (около 326 – 331 гг.) и в Бурдигальском итинерарии (333 г.) не упоминаются какие-либо постройки там с колодцем. Автор Бурдигальского итинерария уточняет, что там находились платаны, посаженные Иаковом, и водоём, наполнявшийся водой из Колодца Иакова. Исследователи предполагают, что в 330 гг. христиане совершали здесь крещения. Впервые о существовании церкви говорится в «Итинерарии» монахини Эгерии (около 384 г.) и в описании паломничества св. Павлы в 385–386 гг., составленном Иеронимом Стридонским около 404 г. Рассказ Эгерии о Колодце Иакова сохранился в составе сочинения Петра Диакона из Монте-Кассино (первая половина XII в.); в нём сообщается, что в 500 шагах от церкви с колодцем находилась другая церковь, в которой был погребён Иосиф. Эта церковь также упоминается в «Книге о расположении и названиях еврейских местностей» (около 390 г.) Иеронима Стридонского. Хотя в этих источниках ничего не говорится об архитектурных особенностях храма, Д. Прингл считает, что он принадлежал к типу «свободного креста», как и более поздняя церковь, построенная на его месте. На Мадабской мозаичной карте (около 565 г.) храм изображён прямоугольным в плане. Анонимный паломник из Плаценции (около 570 г.) называет храм базиликой и уточняет, что колодец находился перед алтарной преградой. В храме хранилось ведёрко, из которого пил Спаситель, а от воды из Колодца Иакова происходили исцеления. По мнению исследователей, первоначальная церковь была разрушена во время восстания самарян в 484 или 529 г. и восстановлена императором Юстинианом I. Описание этого здания было сделано св. Адамнаном (Адомнаном), составившим сочинение «О святых местах» по рассказам Галльского епископа Аркульфа (около 670 г. или 685 г.). В нём говорится, что это здание имело крестообразную форму, а колодец находился в центре, на месте пересечения рукавов креста. Храм был обнесён стенами. Колодец имел сорок локтей в глубину. А. Овадия считает, что длина храма составляла примерно 30 м, ширина каждого из рукавов – 9 м. Апсиды отсутствовали, т.к. смысловым центром постройки был колодец.

 



 
PR-CY.ru