КОКИЗНИК

КОКИЗНИК – вид музыкально-теоретического руководства, представляющий собой свод попевок знаменного распева – устойчивых мелодических оборотов, которые являются его основной структурной единицей. Кокизники продолжают традицию аналогичных теоретических руководств по византийскому пению – Пападики. Название «Кокизник» производно от термина древнерусской музыкальной теории – «кокиза», аналогичного термину «попевка». В качестве самоназвания термин «кокизник» в рукописных источниках практически не встречается: подборки попевок чаще имеют иные заголовки. Однако данный термин является аутентичным: он применялся древнерусскими распевщиками именно в значении собрания попевок, что отражено, в частности, в послесловии руководства «Сказание о зарембах»: «А старые де мастеры, которыя были в Московском государстве, блаженныя памяти, при государе царе и великом князе Иванне Васильевиче Всеа Русии. Поп Федор москвитин, а прозвище Крестьянин, и усолец Исайя, а прозвище Лукошко, и Логин, прозвище Корова, и их ученики, пели для науку, какизник, и подобник наизуст, потому оне согласие, и знамя гораздо знали, роспевали, и знамя накладовали наизуст…» (Исторический музей, около 1670 г.). В качестве самостоятельного вида теоретического руководства Кокизник появляется в начале XVII в. и продолжает существовать до настоящего времени. Историю бытования этих руководств исследователи условно разделяют на три периода: древнерусский (XVII в.), старообрядческий (XVIII–XX вв.) и новейший (XX–XXI вв.). Наиболее ранние Кокизники известны исследователям по рукописи Российской национальной библиотеки, написанной иноком Кирилло-Белозерского монастыря Христофором в 1604 г.; они входят в комплекс музыкально-теоретических руководств, известных в исследовательской литературе под общим названием «Ключ знаменной». Многие из Кокизников сохранились в единичных списках, зачастую значительно более поздних, чем представленные в них руководства. По мнению исследователей, повление Кокизников было вызвано рядом причин: во-первых – стремлением распевщиков располагать сводами попевок, в которых были бы соотнесены их названия, крюковые начертания и мелодическое содержание, во-вторых – необходимостью разъяснения условной (см. Тайнозамкненность) графики попевок более простыми графическими средствами, в-третьих – задачами обучения знаменному пению, в-четвёртых – необходимостью изучения путевого распева. Различное функциональное предназначение руководств определило формирование четырёх типов Кокизников: первый назван исследователями Кокизником-перечислением, второй – Кокизником-толкованием, третий – учебным Кокизником, название четвёртого («согласник») основано на терминологии древнерусских руководств. Кокизник-перечисление представляет собой свод начертаний и названий попевок и включает как такие начертания, в которых все знаки сохраняют свои азбучные певческие значения, так и тайнозамкненные, в которых певческие значения отдельных знамен отличаются от азбучных и являются, таким образом, условными. Как особый тип руководства Кокизник-перечисление исторически и типологически тесно связан с наиболее ранними древнерусскими певческими азбуками, а именно с азбуками-перечислениями XV–XVI вв.

 



 
PR-CY.ru