КОЖЕЕЗЕРСКИЙ (КОЖЕОЗЕРСКИЙ) В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

КОЖЕЕЗЕРСКИЙ (КОЖЕОЗЕРСКИЙ) В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, Архангельской митрополии, расположен на Лопском полуострове, омываемом водами Кожозера (бассейн реки Онеги). Считается самой удалённой обителью от ближайших населённых пунктов (84 км от посёлка Шомокша, 110 км от посёлка Нименьга). Основан в середине XVI в. как небольшая пустынь на острове. Название озера объяснялось схожестью его береговых очертаний с «распростёртой кожей». По мнению исследователей, топоним Кожозеро принадлежит к финно-угорским субстратным топонимам и означает озеро «в каменистой местности». Кожеезерский мужской монастырь причисляли к Турчасовскому стану Каргопольского уезда, управляли Кожеезерским мужским монастырём Новгородские архиереи; в 1764 г. монастырь был упразднён, обращён в приход, который при разграничении губерний в 1784 г. вошёл в состав Архангельской губернии. Первым на остров Кожозера в поисках уединения в 1552 г. пришёл священноинок преподобный Нифонт. Спустя некоторое время, приехав в столицу по делам монастыря, он скончался и был похоронен в одной из московских обителей. Основная роль в создании обители принадлежала его ученику и сподвижнику преподобному Серапиону Кожеезерскому (ум. в 1611 г.). Сведения о нём содержатся в сказании «О зачале cвятаго места Кожеезерския пустыни и о житии предивнаго старца Серапиона». Оно сохранилось в двух списках первой половины XVIII в., представляющих две разные редакции (список первой редакции: Библиотека Академии Наук, список второй редакции: Российская национальная библиотека). Преподобный Серапион (пленённый татарский царевич Туртас хан Гавирович) был приведён в Москву после взятия Казани в 1552 г. и крещён с именем Сергий. До ухода в паломничество по северным обителям проживал в доме воеводы Захария Ивановича Очина-Плещеева (ум. в 1571 г.), женатого на сестре Туртаса астраханской царице Ельякши (в крещении Иулиания). Составитель сказания сообщает, что преподобный Серапион 46 лет подвизался в Кожеезерском мужском монастыре (Российская национальная библиотека), следовательно, он пришёл на остров Кожозера около 1565 г. Однако другие источники фиксируют более ранние даты его прихода в пустынь. Например, в царской грамоте 1595 г. указывается, что старец Серапион строил обитель 36 лет, следовательно, он пришёл на Кожозеро не позднее 1559 г. В сказании дано краткое описание преобразования маленькой пустыни в общежительный монастырь, трудов Серапиона по сбору пожертвований и строительству обители. Крестьяне деревень, расположенных вдоль реки Онеги, прося старца «соградить церковь и монастырь», охотно жертвовали «от своих имений». В 1589 г. в Москве патриарх Московский и всея Руси Иов благословил старца Серапиона на создание Кожеезерского мужского монастыря, назначив его строителем. Учеником Серапиона был «московитин» игумен Арсений (ум. 14 августа 1606 г.). Исследователям известен его вклад (68 руб.) в монастырь в 1603/1604 г. Но первым игуменом Кожеезерского мужского монастыря, официально поставленным в 1608 г. Новгородским митрополитом Исидором, стал преподобный Антоний (Авраамий) Кожеезерский (1608–1634 гг.).

 



 
PR-CY.ru