КОДРАТ

КОДРАТ – священномученик (вместе с Феодосием, Мануилом и другими Анатолийскими мучениками; память в Греческой и Западной церквах 26 марта). Время и место мученичества исследователям неизвестны. Согласно краткому сказанию в Синаксаре Константинопольской церкви (архетип конца X в.), мученики происходили из центральной Малой Азии (впоследствии фема Анатолик), в современных календарях Греческой церкви говорится об Анатолии (Малая Азия, часть современной Турции); город или конкретная местность в источниках не указываются. Будучи свидетелями тому, как язычники ежедневно убивали христиан, Кодрат, Феодосий, Мануил и Савин решили добровольно прийти к правителю страны и объявить себя христианами, после чего их схватили и заключили в темницу. Через несколько дней они подверглись жестоким пыткам: их истязали, нагими подвесив на деревьях, волокли по колючим кустарникам и обезглавили. В Минологии Василия II память мучеников отмечена под 27 марта, Феодосий и Мануил упоминаются отдельно от Кодрата, Савин не значится. О Кодрате сообщается, что он был епископом, однако ни кафедра, которую он занимал, ни время его епископства исследователям неизвестны. Кодрат был изгнан язычниками, и ему под страхом смерти запретили возвращаться к служению, но он продолжил проповедовать, крестить и навещать заключённых. Вскоре его арестовали, пытали и обезглавили. О Феодосии и Мануиле приводятся с небольшими дополнениями те же сведения, что и в Синаксаре Константинопольской церкви. Исследователи предполагают, что у этих сказаний было два разных несохранившихся источника. В Римском Мартирологе кардинала Цезаря Барония днём памяти Кодрата, Феодосия и Мануила указан 26 марта. Мануил назван Эммануилом, Савин не упоминается; Цезарь Бароний составил краткую похвалу этим мученикам. Однако помимо Кодрата, Феодосия и Мануила в Мартирологе говорится ещё о сорока не названных по именам мучениках, пострадавших с ними. По мнению исследователей, это отсылка к сорока Севастийским мученикам, чья память совершается 9 марта. Архиепископ. Сергий (Спасский) предполагал, что Кодрат, Феодосий и Мануил из одной дружины со священномучеником пресвитером Монтаном, с его супругой Максимой и сорока мучениками, пострадавшими в Сирмии, которые под 26 марта упомянуты в Мартирологе Иеронима Стридонского. Однако эти мученики были брошены в воду, а не обезглавлены, как сообщается о Кодрате, Феодосии и Мануиле. Сорок безымянных мучеников объединены в дружину с Кодратом, Феодосием и Мануилом в «Синаксаристе» Никодима Святогорца и в календарях современной Греческой церкви.

 
PR-CY.ru