КОДРАТ

КОДРАТ (I – середина II вв.) – один из раннехристианских апологетов. Считается наряду с Аристидом самым ранним христианским апологетом. Немногие сведения о нём сохранились в «Церковной истории» Евсевия, епископа Кесарии Палестинской, согласно которому Кодрат представил императору Адриану апологию в защиту христианской веры, поскольку «некоторые злые люди старались досаждать» христианам. Евсевий Кесарийский отмечает, что эта апология была у него и у многих других христиан, и называет её «блестящим доказательством ума и апостольского правоверия» Кодрата. В качестве подтверждения, что Кодрат жил в период ранней церкви, он приводит выдержку из его сочинения: «Дела Спасителя нашего были всегда очевидны, потому что были истинны: исцелённых и воскрешённых из мёртвых видели не только тогда, когда они исцелились и воскресли, но они и всегда были на виду – не только во время пребывания Спасителя на земле, но и по отшествии Его они жили достаточно времени, так что некоторые из них достигли и до наших времён». Этот фрагмент является единственным сохранившимся свидетельством текста апологии Кодрата. Исследователи полагают, что апология была утрачена уже в древнейшие времена, т.к. никаких следов знакомства с ней в позднейшее время не обнаружено. Цитата из апологии Кодрата в «Избранной хронографии» Георгия Синкелла практически дословно воспроизводит цитату Евсевия. Константинопольский патриарх Фотий I сообщает, что Евсевий, епископ Фессалоникийский (конец VI – начало VII вв.), в полемике с монахом-афтартодокетом Андреем (см. Афтартодокеты) обращался к сочинениям Кодрата и Мефодия Патрского наряду с творениями св. отцов IV–V вв. Однако исследователи не могут установить, имел ли этот епископ Евсевий текст апологии Кодрата, использовал ли фрагменты сочинений более ранних писателей или был знаком только с отрывком, сохранившимся в сочинении Евсевия. В Мартирологе, который дошёл под именем Беды Достопочтенного, Кодрату приписывается мнение, что для христиан не существует запретной пищи, однако исследователи считают, что это мнение вряд ли было заимствовано из древней апологии. В «Хронике» Евсевий Кесарийский называет Кодрата «слушателем апостолов» («apostolorum auditor»). Составление апологии отнесено им к 2140/2141 г. от Авраама и 8/9-му году правления императора Адриана, т.е. к 124/125 г. н.э. (по армейскому тексту «Хроники»; по латинскому переводу Иеронима Стридонского, к 9-му году правления императора Адриана, т.е. к 125 г. н.э.). Местом написания апологии, по мнению большинства исследователей, считается Малая Азия. Имя Кодрата неоднократно упоминается в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, однако без соотнесения с автором апологии. Так, дважды он говорит о пророках с именем Кодрат (исследователи полагают, что речь идёт об одном человеке). Один из них упоминается в числе апостольских мужей Поликарпа Смирноского и его современников Иерапольского епископа Папия и Антиохийского епископа Игнатия Богоносца. «Среди славных людей того времени», – пишет Евсевий, – «был и Кодрат, отличавшийся, как и дочери Филиппа, даром пророчества». Будучи достойными учениками апостолов, они продолжали апостольское служение – устраивали церкви, несли дальше христианскую проповедь и были «по всей вселенной пастырями церкви и евангелистами». Евсевий также цитирует анонимное сочинение против монтанистов (см. ст. Монтан), где о Кодрате говорится как об одном из новозаветных пророков, на которого наряду с Аммией Филадельфийской ссылались монтанисты, утверждая, будто спутницы Монтана получили дар пророчества по преемству от Кодрата и Аммии.

 



 
PR-CY.ru