«КЛОЦЕВ СБОРНИК»

«КЛОЦЕВ СБОРНИК», «Клоца сборник» –  один из древнейших памятников славянской письменности и старославянского языка, отрывок пергаменной глаголической рукописи XI в. «Клоцев сборник» состоит из двух неполных тетрадей (14 листов): основная часть (12 листов) хранится в Историческом музее города Тренто (Италия); два листа, отделённые от кодекса при неясных обстоятельствах, находятся в музее «Фердинандеум» в городе Инсбрук (Австрия), куда они попали в 1836 г. вместе с отрывками латинских рукописей (своеобразным «палеографическим альбомом»). Название «Клоцев сборник» получил по фамилии последнего владельца основной части, австрийского графа Париса Клоца (ум. в 1856 г.), который нашёл её в библиотеке своего замка и передал В. Копитару. Латинская запись 1500 г. на листе из основной части сообщает, что «Клоцев сборник» был подарен Иваном VII Франкопаном (ум. в 1486 г.), владельцем острова Крк, «пресвитеру Велийской епархии» (располагавшейся на этом же острове) Лукасу де Рейнальдису, от которого попал к Маркварду Брайзахеру, посланнику австрийского эрцгерцога Сигизмунда (ум. в 1496 г.). Здесь же кодекс назван автографом Иеронима Стридонского, с XIII в. считавшегося создателем глаголицы. «Клоцев сборник» написан одним почерком на листах пергамена (27х20,5 см) «висящим» письмом (буквы не стоят на строке, а подвешены к ней, преимущественно по сорок строк на странице) «не вполне округлой» глаголицей. Начертания букв отражают начало процесса формирования угловатой (хорватской) глаголицы. Рукопись украшена орнаментированными, но не раскрашенными инициалами в начале слов и такими же маргинальными украшениями-указателями типа «крыло херувима» при заглавиях. Заголовки выполнены декоративным письмом, буквы которого примерно вдвое превышают размер строчных. Судя по остаткам изначальной нумерации тетрадей (№62 на первом листе основной части), исследователи сделали вывод, что «Клоцев сборник» является фрагментом огромного (свыше 504 листа) кодекса: исследователи не исключают, что он состоял из двух томов, имевших сплошную нумерацию. «Клоцев сборник» представляет собой отрывок триодного Торжественника и содержит пять Слов постного и предпасхального циклов: Слово Иоанна Златоуста на Вербное воскресенье (без начала и конца); так называемую Анонимную гомилию, атрибутируемую равноапостольному Мефодию; Слово Иоанна Златоуста в Великий четверг; Слово Александрийского архиепископа Афанасия в Великую пятницу; Слово Епифания Кипрского о сошествии Иисуса Христа во ад. О составе утраченной части рукописи исследователи лишь строят предположения, т.к. при таком мелком и плотном письме она существенно бы превысила объём, необходимый для подобного сборника, охватывающего весь годичный круг богослужения (минейный и триодный циклы в совокупности). Оба Слова Иоанна Златоуста и Слово Епифания также входят в состав кириллического Супральского сборника XI в., но в ином переводе. По мнению исследователей, из позднейших триодных Торжественников архаичного состава связь с «Клоцевым сборником» обнаруживают (при отсутствии во всех Анонимной гомилии) сербский Михановича гомилиарий конца XIII–XIV вв., Хлудовский Златоуст первой половины XIV в. (Исторический музей), среднеболгарский «Златоуст» Ватрослава Ягича конца XIII – начала XIV вв. и «Германов сборник» 1358–1359 гг. Всё это доказывает, что состав «Клоцева сборника» отражает ранний этап (X в.) формирования славянского триодного Торжественника, а сам кодекс играл важную роль в истории славянской переводной гомилетики. После введения «Клоцева сборника» в научный оборот в 1830 гг. его почерк стал важным аргументом в пользу версии о древности глаголицы по отношению к кириллице. О месте создания «Клоцева сборника» в научной литературе единого мнения не сложилось. На основании смешения в орфографии текста носовых и редуцированных звуков с «чистыми» гласными и случаев передачи «ы» как «и» исследователи полагают, что кодекс либо был написан в Юго-Западной Болгарии (на территории современной Республики Македонии), где болгарские говоры перемежались с сербскими, либо является сербским списком с болгарского оригинала. В орфографии «Клоцева сборника» исследователи отмечают несколько моравизмов, восходящих к древнейшему протографу, и многочисленные новации в лексике (например, вместо «жизнь» – «живот», «безоума» – «спыти»). «Клоцев сборник» входит в традиционный набор старославянских памятников (старославянский языковой канон) и используется как источник для словарей старославянского языка и учебников по глаголической палеографии.

 
PR-CY.ru