КЛИБАНОВ Александр Ильич

КЛИБАНОВ Александр Ильич (1910–1994 гг.) – советский историк, источниковед, религиовед, исследователь сектантства. Родился в семье врача. В 1932 г. окончил Историко-лингвистический институт имени Надежды Константиновны Крупской в Ленинграде. А.И. Клибанов начал публиковать сектоведческие и религиоведческие работы в 1929 г., они носили пропагандистско-агитационный антирелигиозный характер. В 1932 г. защитил кандидатскую диссертацию по истории меннонитов, стал научным сотрудником Антирелигиозного музея, работал в Государственном антирелигиозном издательстве. В 1932–1934 гг. занимал должность заведующего отделом агитации и пропаганды ленинградского отделения Союза воинствующих безбожников. В 1934 г. преподавал в Политико-просветительском институте имени Надежды Константиновны Крупской. В 1936 г. А.И. Клибанов был арестован по обвинению в троцкизме и приговорён к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. После освобождения в 1942–1945 гг. преподавал в Красноярском педагогическом институте историю СССР, сначала в качестве доцента, с 1943 г. в качестве заведующего кафедрой истории СССР. В 1946–1948 гг. – заместитель директора Музея истории религии Академии Наук СССР в Москве, в 1947–1948 гг. – научный сотрудник Института истории Академии Наук СССР. Второй арест последовал в 1948 г. А.И. Клибанов был приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Освобожден в 1954 г., реабилитирован в 1955 г. В 1955–1993 гг. работал в Москве научным, старшим научным, затем ведущим научным сотрудником Института истории Академии Наук СССР (с 1968 г. – Института истории СССР Академии Наук СССР, с 1992 г. – Институт российской истории РАН). Ведущая тема научного творчества А.И. Клибанова – история отечественной религиозно-общественной жизни: антицерковные движения Средневековья (им посвящён цикл крупных статей и монография «Реформационные движения в России в XIV – первой половине XVI в.». 1960 г.), история сект в XVII – начале XX вв. («История религиозного сектантства в России». 1965 г.), религиозные движения в послереволюционное время («Религиозное сектантство и современность». 1969 г.; «Религиозное сектантство в прошлом и настоящем». 1973 г.; «Из мира религиозного сектантства». 1974 г.). Все эти книги и статьи связывает одна принципиальная тема: вклад религиозно-общественных движений в отечественную историю и соотнесение их духовного и социально-практического опыта с опытом параллельных европейских еретических, реформационных, сектантских движений. В фундаментальном исследовании о русских «реформационных движениях» А.И. Клибанов, не выходя за рамки атеистических взглядов, принятых в советской науке, сумел продемонстрировать сложность и глубину проблематики истории еретических течений в России XIV – первой половины XVI вв. Содержание монографии гораздо шире заявленного в названии, оно включает в себя все течения и настроения в церкви в изучаемый период (А.И. Клибанов также проанализировал взгляды и умонастроения исихастов, нестяжателей, иосифлян), что улучшило представления о сложности и многообразии религиозной жизни в России того времени.

 



 
PR-CY.ru