КЛАВДИЙ

КЛАВДИЙ – мученик Антиохийский (память в Коптской церкви 11 паоне (эфиоп. сане; 5 июня)). Агиографическое «досье» Клавдия включает тексты на копт., араб. и эфиоп. языках. Мученичество Клавдия и три энкомия в его честь сохранились полностью в единственном кодексе (библиотека Пирпонта Моргана, около IX в.) на саидском диалекте коптского языка. В 1970 г. Ж. Годрон опубликовал эти тексты с учётом изданных ранее, а также неизданных фрагментов из шести других кодексов и перевёл их на французский язык (впоследствии он издал ещё несколько новонайденных фрагментов). Два энкомия принадлежат Константину, епископу Асьютскому (вторая половина VI – первая четверть VII вв.), третий приписывается Антиохийскому патриарху Севиру (начало VI в.; по мнению исследователей, псевдоэпиграф). Исследователям известны также средневековые переводы Мученичества и энкомиев на арабский язык и с арабского на эфиопский. Краткое сказание о Клавдии содержится в копто-арабском Синаксаре (XIII–XIV вв.) и его эфиопской версии, где вместе с Клавдием прославляются ещё 2167 мучеников (это упоминание не находит подтверждения в других источниках). Литургические тексты в честь Клавдия представлены рядом песнопений в коптском Антифонарии (Дифнаре) и эфиопских величаний-саламов. Мученичество Клавдия имеет обширную вводную часть, в которой излагается один из вариантов (как полагают исследователи, наиболее ранний) коптской легенды о римском императоре Диоклетиане (284–305 гг.). Согласно коптской традиции, Диоклетиан был пастухом из Египта; он стал императором благодаря случаю и первоначально исповедовал христианство. В Мученичестве Клавдия рассказывается, как произошло его отречение от веры. Во время войны с персами император взял в плен персидского царевича Никомеда и отдал его на попечение Антиохийскому епископу (в позднейших текстах приводится легендарное имя епископа – Гаий). Тот был подкуплен персами и тайно вернул им пленника, объявив императору о смерти царевича. Когда Никомед был повторно схвачен, предательство епископа обнаружилось. Диоклетиан его казнил, перешёл в язычество, издал эдикт против христиан и начал гонения. Клавдий был военачальником и ритором, с которым император часто советовался. За отказ принести жертву богам Диоклетиан отправил его в Египет к правителю Антинои (столицы Фиваиды) Ариану, который повсюду искал христиан и казнил их. Ожидая, что Клавдий одумается, правитель возил его с собой в качестве заключённого. Следя за их путешествием, читатель узнаёт о многих мучениках (солдаты, школьный учитель и его ученики со своими матерями, дочь чиновника и др.). Наконец в селении Похе близ Асьюта (одни исследователи предположительно отождествляли с современным Ком-Буха-эль-Абид; однако данная идентификация другим исследователям представляется сомнительной) Клавдий по приказу Ариана был распят и пронзён копьём; его останки похоронили у стен языческого храма (согласно синаксарной версии, Клавдий пострадал в Антиное). Автором Мученичества назван Анастасий, слуга Клавдия, который сопровождал его в Египте. Константин Асьютский в двух энкомиях описывает добродетели Клавдия и добавляет некоторые факты к его биографии. По словам Константина, Клавдий происходил из царского рода: его отец Птолемей был братом императора Нумериана (283–284 гг.); Клавдий отличался красотой и статностью; у правителя Рима висел его портрет, а в самом городе был поставлен памятник в его честь (в синаксарной версии упоминается, что изображением Клавдия были украшены ворота Антиохии). Клавдий участвовал в нескольких битвах и один раз спас Диоклетиана.

 



 
PR-CY.ru