КЛАВДИАН МАМЕРТ

КЛАВДИАН МАМЕРТ, Клавдиан Экдиций Мамерт (ум. в 473/474 г.) – латинский христианский богослов. Родился в 420 гг. в городе Вьенна (ныне Вьен, Франция), получил образование в Лугдуне (ныне Лион) вместе со св. Сидонием Аполлинарием, который вспоминал, как они с Клавдианом Мамертом слушали проповеди Лугдунского епископа Евтихия (ум. около 450 г.). Клавдиан Мамерт был рукоположён во пресвитера и стал помощником своего брата, св. Мамерта, епископа Вьеннского (451/452 – 471/472 гг.), который поручил ему обучать клириков. Клавдиан Мамерт получил хорошее философское и риторическое образование, был знаком с творениями классических и христианских авторов (Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Григория Богослова). Геннадий Массилийский (Марсельский) отмечал способность Клавдиана Мамерта к риторике и его полемический дар (ad loquendum artifex, ad disputandum subtilis). Сидоний Аполлинарий в письме Петрею, племяннику Клавдиана Мамерта, восхвалял его как философа и ритора. Исследователи полагают, что Клавдиану Мамерту было посвящено толкование на книгу Екклесиаста, написанное Сальвианом Массилийским (Геннадий называл адресатом этого сочинения некоего Клавдия, епископа Вьеннского). Эпитафию Клавдиану Мамерту составил Сидоний Аполлинарий. Геннадий Массилийский в перечне церковных писателей (вторая половина V в.) называет Клавдиана Мамерта автором трактата «О состоянии души» («О сущности души» – «De statu animae», «De substantia animae»). Сочинение посвящено Сидонию Аполлинарию, который в предисловии именуется бывшим префектом (praefectorius). Таким образом, трактат был написан между 468 г., когда Сидоний Аполлинарий был префектом Рима, и 470 г., когда он был возведён на епископскую кафедру в городе Арверн (ныне Клермон-Ферран). В сочинении «О состоянии души» Клавдиан Мамерт полемизировал с Фавстом, епископом города Рейи (Регий; ныне Рьез), который в послании некоему епископу доказывал, что Божество не подвержено страданию, и что души ангелов и людей телесны. Следуя ранним латинским отцам, главным образом, Тертуллиану, Фавст полагал, что бестелесен только ничем не ограниченный Бог (Unus ergo Deus incorporeus, quia et incomprehensibilis et ubique diffusus), тогда как материальность неизменно связана с ограниченностью. Души ангелов и людей сотворены Богом и ограниченны (имеют начало существования и место пребывания), следовательно, они телесны, хотя и обладают телами особого рода (habet enim secundum se corpus), более тонкими, чем плотские (licet multo et incorporabiliter tenuis quam nostra sunt corpora). Учение Фавста о том, что Божество не подвержено страданию, и о телесности души Клавдиан Мамерт счёл сомнительным. Утверждение, что страдания Христа стали возможными, т.к. они были добровольными, показалось ему недостаточно чётко сформулированным. Исходя из учения об ипостасном соединении божественной и человеческой природы во Христе, Клавдиан Мамерт полагал, что страдание Христа можно отнести к единой богочеловеческой личности, а не только к Его человеческой природе, которая стала неотделима от божественной после Воплощения. Таким образом, благодаря единению Божества и человечества в лице Христа оказалось возможным страдание Божества, не подверженного страданию по сущности. Основная тема трактата Клавдиана Мамерта – проблема телесности души. Возражая Фавсту, он указывал на то, что ангелы, как и человек, имеют душу и тело, которое состоит из субтильной материи (angeli spiritus corporati sunt).

 



 
PR-CY.ru