КИТТЕЛЬ Герхард

КИТТЕЛЬ Герхард (1888–1948 гг.) – немецкий протестантский исследователь Нового Завета, сын известного гебраиста и текстолога Ветхого Завета Рудольфа Киттеля. В 1913 г., защитив докторскую диссертацию, Герхард Киттель стал преподавателем Кильского, а затем Лейпцигского университета. В 1921 г. получил профессорскую кафедру Нового Завета в Грайфсвальде, в 1926 г. – в Тюбингене и в 1939 г. – в Вене (работал до отставки в 1945 г.). В 1920 гг. Герхард Киттель, уже будучи профессором Нового Завета, проходил научную стажировку по иудаике в раввинских учебных заведениях. Первые научные работы Герхарда Киттеля посвящены исследованию иудейской апокрифической литературы межзаветного периода («Оды Соломона», 1914 г.) и связей иудейского и раннехристианского богословия I в. («Павел в Талмуде», 1920 г.; «Проблемы палестинского позднего иудейства и раннее христианство», 1926 г.; «Иисус и иудеи», 1926 г.). Его приглашали читать лекции в английский, шведский, датский и австрийский университеты. Труды Герхарда Киттеля были посвящены иудейской и христианской литературе новозаветного периода. Анализируя притчи и изречения Иисуса Христа, он усматривал их близость к соответствующим сентенциям раввинов I в. В работах Герхарда Киттеля тех лет исследователи видят явную тенденцию к примирению христианства с иудаизмом. Критикуя антисемитизм своих коллег, он подчёркивал важность иудео-христианского сотрудничества, отмечая укоренённость всей христианской культуры и этики в феномене ветхозаветного благочестия и нравственных поучениях. Более того, Евангелие Нового Завета есть, с точки зрения Герхарда Киттеля, систематическое и универсальное толкование еврейской Библии. Таким образом, ультралиберальные идеи Герхарда Киттеля были у опасной черты, за которой стирались границы между ветхозаветным иудейством и христианством. Конечно, будучи христианским богословом, Герхард Киттель не подвергал сомнению превосходство христианства над иудаизмом, но это превосходство он усматривал, скорее, в этической, чем в онтологической, сфере и вообще считал бесплодными споры о сравнительных достоинствах двух религий. В 1928 г. Герхард Киттель стал инициатором подготовки и издания фундаментального Богословского словаря Нового Завета. Первые тома этого словаря выходили под его редакцией в 1930 гг. XX в. В этом энциклопедическом труде принимали участие практически все ведущие немецкие специалисты по Новому Завету и языкам Библии. Словарь, известный каждому исследователю Нового Завета как «Словарь Киттеля», доныне является одним из важнейших пособий по Новому Завету, т.к. в нём проанализировано каждое слово греческого текста Нового Завета с точки зрения его понимания у античных авторов, в Септуагинте, в сочинениях авторов эллинистического иудейства (Филон Александрийский, Иосиф Флавий), в корпусе канонических книг Нового Завета, в произведениях раввинов и в христианских письменных памятниках II в.

 



 
PR-CY.ru