КИСЕЛЬ Адам Григорьевич - Страница 5

На сейме 1640 г. А.Г. Кисель от имени православных послов добивался возвращения захваченных униатами церквей в Люблине и Красноставе, открытия закрытых униатами 300 православных церквей, отмены приговора епископу Сильвестру (Гулевичу) и его сторонникам. Вопрос об «успокоении православных» был отложен. На сейме 1641 г. А.Г. Кисель выступил от имени киевской, брацлавской, волынской и черниговской шляхты с большой речью о необходимости отменить патронат Львовских католических архиепископов над православной Львовской епархией, о возвращении церквей, переданных православным по решениям комиссии и удерживаемых униатами. Он требовал прекратить закрывать православные церкви и силой принуждать православных принимать унию; утверждал, что, когда «русские» свободно присоединились к «полякам», им была гарантирована свобода исповедания, а православная церковь была уравнена в правах с католической. Эти установления следует соблюдать, чтобы не были нарушены дворянские «свободы» «русских», и не оказалось под угрозой единство государства. Для рассмотрения поднятых проблем была создана депутация из послов и сенаторов, членом которой стал А.Г. Кисель. После долгих дебатов лишь в октябре 1641 г. был подготовлен проект конституции, в ней ещё раз были подтверждены решения 1635 г. с тем неблагоприятным для православных пунктом, что после смерти Сильвестра (Гулевича) в Перемышле не будет православных епископов. Правда, приговор епископу Сильвестру (Гулевичу) был отменён, а король приказал передать церковь в Люблине православному Люблинскому братству, но это были второстепенные уступки. Сейм также принял специальную конституцию о том, что судебные процессы между православными и униатами должны быть отложены до следующего сейма, на котором они будут рассмотрены. На будущее предусматривалось, что споры о церковных имуществах будет рассматривать королевский реляционный суд. Большая часть требований православных не была удовлетворена. В появившейся в то время анонимной брошюре содержались порицания А.Г. Киселя, допустившего такой исход работы сейма. Получив в конце 1641 г. кресло в сенате, А.Г. Кисель уже не мог участвовать в работе посольской избы, а о его деятельности в сенате по защите прав православных исследователям судить трудно. Выступления А.Г. Киселя в защиту православных, хотя и расходившиеся с правительственными планами, не нанесли ущерба его карьере. Имело значение, что руководимые А.Г. Киселём православные послы, неоднократно угрожая сорвать сейм, если их требования не будут удовлетворены, ни разу не привели этой угрозы в исполнение. Действия А.Г. Киселя на сейме в защиту православных снискали ему широкое признание и православной шляхты, постоянно выбиравшей его послом, и православного духовенства. В 1635 г. Виленское братство посвятило А.Г. Киселю сборник молитв («Молитвы повседневные»). В посвящении восхвалялось его благочестие и усилия по защите православных на сеймиках и сейме. Такой близкий к Петру (Могиле) человек, как глава Киево-Могилянской коллегии Сильвестр (Косов), посвятил А.Г. Киселю изданные в 1635 г. сочинения. В посвящении в «Патерике» А.Г. Кисель восхвалялся за то, что добился «удовлетворения русского народа без затруднения дел Речи Посполитой».

 



 
PR-CY.ru