КИСЕЛЬ Адам Григорьевич - Страница 2

Хотя А.Г. Киселю не удалось добиться нужного решения, униатский митрополит одобрил его деятельность и выражал надежду в письме к папскому нунцию, что он может сыграть большую роль в деле привлечения православных на сторону унии. Митрополит имел в виду беседы А.Г. Киселя с православным митрополитом Иовом (Борецким) и архимандритом Киево-Печерского монастыря Петром (Могилой), которые проявили готовность созвать Собор и согласились обсуждать спорные догматические вопросы. Несмотря на это, А.Г. Кисель в Киеве столкнулся с большими трудностями. Хотя митрополит Иов (Борецкий) готов был провести Собор, против его созыва решительно выступили противники унии – казаки, киевское духовенство и даже православная шляхта, отмечавшая, что королевский универсал не соответствует достигнутой на сейме договорённости, и заранее объявившая недействительными решения, которые будут приняты в ущерб православной вере и правам православной церкви в Речи Посполитой. То, с чем А.Г. Кисель столкнулся в Киеве, не могло не вызвать у него сомнений в правильности религиозной политики Сигизмунда III Вазы. К этому времени исследователи относят и начало постоянных контактов между А.Г. Киселём и Петром (Могилой). В апреле 1632 г. А.Г. Кисель публично отрёкся от унии и затем принял активное участие в борьбе за признание православной иерархии, которая развернулась во время бескоролевья 1632 г., наступившего после смерти Сигизмунда III Вазы. На собравшемся в конце сентября 1632 г. сейме для избрания нового короля А.Г. Кисель был одним из пяти послов, направленных волынской шляхтой, которые должны были заявить, что не приступят к выборам, пока не будет осуществлено «успокоение греческой религии». Активно участвуя в спорах, А.Г. Кисель доказывал, что именно православная церковь является законной наследницей первой христианской церкви Руси, и ей должны принадлежать все права, предоставленные этой церкви до 1596 г. Он доказывал также, что решения, которые примет сейм, не нуждаются в санкции папы. Для взглядов А.Г. Киселя исследователи считают характерным утверждение, что Речь Посполита не должна пренебрегать мнением такого большого числа шляхтичей – приверженцев православия, отдавая предпочтение мнению немногих униатских епископов. В ситуации, когда начиналась Смоленская война с Россией, и Речь Посполита нуждалась в поддержке Запорожского войска (см. Запорожская Сечь), были приняты «Пункты успокоения», предусматривавшие официальное признание православной церкви, передачу православным митрополичьей кафедры в Киеве, трёх епископских кафедр на Украине и одной в Белоруссии, а также раздел храмов в больших городах между униатами и православными. Кандидатов для занятия кафедр должны были предложить православное духовенство и шляхта. 14 ноября был избран королём Владислав IV Ваза, сын Сигизмунда III Вазы. А.Г. Кисель активно способствовал организации съезда, участники которого сразу после избрания предложили новому монарху для возведения на митрополичью кафедру двух кандидатов, один из них был Пётр (Могила). Таким образом, благодаря усилиям А.Г. Киселя было заключено соглашение, обеспечившее верность православных Польско-Литовскому государству, во главе православной митрополии оказался человек, лояльный к Речи Посполитой.

 



 
PR-CY.ru