КЛАРДЖЕТСКАЯ ПУСТЫНЬ - Страница 8

Появившись впервые в Опизе и Долискане, эта форма декора получила широкое распространение в постройках царя Давида Куропалата в Тао. В монастырях Джмерки, Даба и Баретелта сохранились лишь незначительные фрагменты зданий. Церковь в Берте была в XIX в. переделана в мечеть и утратила первоначальный архитектурный облик. Местонахождение Шатберди до сих пор остаётся предметом споров. Некоторые учёные (Ж. М. и Николь Тьерри, Д. Хоштария) локализируют монастырь в селе Ени-Рабат близ Ардануча (древнегрузинский Артануджи, ныне в Турции), где стоит купольная церковь рубежа X и XI вв. По плану она относится к группе крестообразных церквей с двумя дополнительными помещениями. Фасады церкви облицованы чисто тёсаными камнями и обильно украшены резьбой. Другие исследователи (М. Кадироглу, Ф. Байрам, В. Силогава) связывают с Шатберди руины большого монастыря близ современного села Окумушлар. В монастырских комплексах Кларджетской пустыни важное место занимали трапезные. Это слегка удлинённые прямоугольные здания, разделённые на два или три нефа, крытые коробовыми сводами. Остатки трапезных сохранились в монастырях Хандзта, Берта, Цкаростави. Самым значительным памятником этого типа была трапезная в Опизе, ныне почти полностью разрушенная, однако известная исследователям по старым фотографиям, чертежам и описаниям. Она представляла собой большое здание с пространством, которое делили на три нефа опирающиеся на четыре пары столбов арки. Кроме большого зала, предназначенного для собраний братии, трапезные имели подсобные помещения (иногда устроенные под залом, в нижней, опорной части сооружения, как, например, в Цкаростави). Остатки монастырских келий сохранились в Хандзте. Это – узкие продолговатые комнаты, встроенные в три этажа между церковью и трапезной. По мнению исследователей, были жилые помещения и более сложной формы. А.М. Павлинов предположил, что находящееся к востоку от церкви здание в монастыре Опиза из двух больших комнат и галереи, открытой в сторону ущелья пятью арками, могло быть домом настоятеля. Колокольни в монастырях Кларджетской пустыни, как и во всей Грузии, начали строить с XIII в. В Опизе уцелел арочный нижний ярус колокольни, служивший проходом в обитель предположительно в начале XIV в. Хорошо сохранилась колокольня в Хандзте, построенная настоятелем монастыря Марком около 1540 г. Преподобный Григорий и его сподвижники занимались строительством и за пределами Кларджети. Племянник преподобного Григория преподобный Савва Ишхнели в 830 гг. восстановил кафоликон в монастыре Ишхани, возведённый в VII в. епископом (впоследствии католикосом) Нерсе в исторической области Тао. Следы этого восстановления в храме, претерпевшем основательные реконструкции в X и XI вв., исследователи не обнаружили. Церковную архитектуру Кларджетской пустыни исследователи считают важным звеном в истории грузинского искусства. Художественные и технические новшества, привнесённые зодчими кларджетских монастырей, были освоены и развиты строителями храмов Тао, возведённых во второй половине X в. – начале XI в.



 
PR-CY.ru