КИРИЛЛ V

КИРИЛЛ V (1830/1831/1824 – 1927 гг.) – патриарх Коптской церкви (с 1 ноября 1874 г.). В миру носил имя Ханна (Юханна; Иоанн). В возрасте около 12 лет стал диаконом, затем – послушником монастыря Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун; когда ему было около 20 лет, принял монашеский постриг в соседней обители Дейр-эль-Барамус, где было всего четыре монаха. Через некоторое время принял священство и стал настоятелем этого монастыря. За хороший почерк получил прозвище ан-Насых (Каллиграф). В 1855 г. коптский Александрийский патриарх Димитрий II (1862–1870 гг.) назначил его настоятелем патриаршего собора в Каире, но затем по просьбе братии Дейр-эль-Барамуса позволил ему вернуться в монастырь. За годы игуменства Ханны ан-Насыха обитель значительно расширилась, в том числе за счёт переезда туда в 1870 г. группы насельников монастыря Дейр-эль-Мухаррак. После избрания на патриаршество Ханна ан-Насых принял имя Кирилл V, чем подчеркнул намерение продолжить курс реформ своего предшественника Кирилла IV. Как и он, Кирилл V уделял первостепенное внимание просвещению и духовно-нравственному развитию единоверцев. При нём было построено 13 церквей, в том числе первый собор в Судане – св. Марка в Хартуме (1904 г.); при его прямом участии открыты девять коптских школ для мальчиков и девочек, Каирская духовная семинария (1894 г.), коптское ремесленное училище в Булаке (1904 г.), несколько больниц и богоугодных заведений. В патриаршество Кирилла V произошла активизация монашеской жизни и книгоиздательской деятельности. В типографии монастыря св. Антония было напечатано более 1 тыс. религиозных книг на арабском и коптском языках. Патриарх поощрял появление работ плеяды коптских богословов, полемизировавших с протестантами и католиками, популяризаторов духовной литературы, исследователей истории Коптской церкви. Вместе с тем одним из итогов «пробуждения» коптской общественно-политической и религиозной мысли стала критика патриарха и проводимой им политики, прозвучавшая в трудах таких богословов, как настоятель собора св. Марка в Каире Филутавус Ибрахим и издатель «Коптского альманаха» Филутавус Авад. Двигаясь по пути доктринального сближения с другими церквами, Кирилл V принял решение, чтобы из коптского библейского канона был исключён ряд второканонических книг: «Книга Товита», «Книга Иудифи», дополнения к «Книге Есфири», «Книга премудрости Соломона», «Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова», «Послание Иеремии», «Книга пророка Варуха», дополнения к «Книге пророка Даниила» (три отрока в пещи Вавилонской; Сусанна и старцы) и «Маккавейские книги». В то же время Кирилл V всеми силами противостоял распространению в коптской общине католического и протестантского влияния; отклонял предложения о защите коптов со стороны держав, боровшихся за гегемонию на Ближнем Востоке. Кирилл V принимал активное участие в политической жизни, был включён правителем Египта хедивом Исмаилом (1863–1879 гг.) в состав Совещательного собрания депутатов – первого представительного учреждения страны. В период египетского восстания 1881–1882 гг. Кирилл V поддержал Ораби-пашу, подписав в числе ряда политических и духовных лидеров постановление нового правительства об отрешении от власти хедива Тауфика (1879–1892 гг.).

 



 
PR-CY.ru