КИРИЛЛ II

КИРИЛЛ II – Антиохийский патриарх (1287 – около 1308 гг.). После разорения Антиохии мамлюкским султаном Бейбарсом (1268 г.) патриархи Антиохийской православной церкви в течение столетия не имели постоянной резиденции. Территория патриархата была разделена между государствами крестоносцев («франков») на сирийском побережье, Киликийской Арменией и мамлюкским султанатом, контролировавшим внутреннюю Сирию. Большое влияние на Антиохийскую православную церковь продолжала оказывать Византия. В сложившейся политической ситуации епископы патриархата ориентировались на разные центры власти, что периодически приводило к расколам. Предшественник Кирилла II патриарх Арсений (1283/1284 – 1286 гг.), раньше занимавший кафедру Триполи, был ставленником епископов прибрежных городов, по мнению исследователей, склонных к сотрудничеству с крестоносцами. Существовала договорённость епископов Антиохийской православной церкви, что преемник Арсения будет избран совместным решением представителей всех епархий. Однако после смерти патриарха архиереи «франкских» городов собрались в Триполи и избрали преемника из своей среды – епископа Тира Кирилла. В ответ епископы Киликийской Армении выдвинули собственного кандидата – Дионисия, епископа Помпейополя (впоследствии Антиохийский патриарх Дионисий I). Однако, когда в 1288 г. Кирилл II прибыл в Константинополь, чтобы заручиться поддержкой светских и церковных властей Византии, Дионисий отказался от борьбы за престол. Все последующие годы правления Кирилл II провёл в византийской столице, главным образом, в монастыре Одигон, который служил подворьем Антиохийских патриархов. В 1289 г. Константинопольским патриархом стал Афанасий I, который много лет отказывал Кириллу II в официальном признании, ссылаясь на канонические нарушения, распространённые в Антиохийской православной церкви, в первую очередь, на проведение совместных богослужений с инославными. В. Лоран предположил, что речь шла о киликийских армянах, однако, по мнению Ж. Насраллы, Кирилла II подозревали в церковном общении с «франками». На эти обвинения наложились и споры двух патриархов о юрисдикции выходцев из Антиохии, проживавших в Константинополе. В какой-то момент Кирилл II был даже выдворен из монастыря Одигон. Его положение укрепилось только после отречения Афанасия I в 1293 г. Новый Константинопольский патриарх Иоанн XII в 1296 г. включил имя Кирилла II в диптихи и вернул ему монастырь Одигон. Некоторые исследователи связывают это с заключённым в том же году династическим браком византийского императора Андроника II Палеолога и Марии, дочери короля Киликийской Армении Левона III. Это предположение подразумевает, что православные епископы Киликии признавали Кирилла II главой их церкви. В связи с этим исследователям представляется неверной гипотеза Ж. Насраллы, что Дионисий и киликийские архиереи пребывали в расколе с Кириллом II. После возвращения Афанасия I на Константинопольскую кафедру (1303 г.) Кирилл II сохранил свои позиции. Его правление, по мнению исследователей, представляет собой самый яркий пример тесных связей, которые существовали в конце XIII – первой половине XIV вв. между Византией и ближневосточными патриархатами.

 



 
PR-CY.ru