КИРИЛЛ III, Кирилл ибн Лаклак

КИРИЛЛ III, Кирилл ибн Лаклак (ум. в 1243 г.) – патриарх Коптской церкви (с 17 июня 1235 г.). До вступления на патриаршество носил имя Давуд ибн Юханна и прозвище Ибн Лаклак (Сын Аиста) аль-Файюми. Ранние этапы биографии малоизвестны. Давуд подвизался в одном из монастырей Файюмского оазиса, славился учёностью, был близок к выдающемуся богослову того времени монаху Булусу аль-Буши. Яркая личность Давуда уже в то время вызывала противоречивое отношение окружающих. Его призывы возродить древнюю практику публичной исповеди были восприняты патриархом Иоанном VI и частью духовенства как проявление симпатии к мелькитскому (православному) вероучению. Коптская церковь ещё не забыла потрясений, вызванных проповедью Марка ибн аль-Канбара (ум. в 1208 г.), коптского богослова, который перешёл в православие, поэтому по настоянию патриарха мусульманские власти Файюма подвергли Давуда заключению (дата исследователям неизвестна). Однако влиятельный сановник коптского происхождения Ниш аль-Хилафа, страстный почитатель Давуда, добился его освобождения и поселил в собственном доме в Каире. После смерти патриарха Иоанна VI (начало 1216 г.) Давуд аль-Файюми стал претендовать на патриарший престол, что вызвало недовольство значительной части коптского духовенства и мирян. Глубинные причины этого неприятия остаются для исследователей неясными (исследователи полагают, что над Давудом по-прежнему тяготели подозрения в неправоверии); летописцы же указывают на непомерное честолюбие Давуда, открыто добивавшегося патриаршества через посредство мусульманских властей, что абсолютно не соответствовало традициям Коптской церкви. Группировку сторонников Давуда возглавлял Ниш аль-Хилафа, который привлёк на свою сторону айюбидского султана аль-Адиля (1200–1218 гг.; см. Айюбиды). Во главе противников Давуда стоял аль-Хаким Абу Шакир ибн Аби Сулейман, личный врач сына аль-Адиля и наместника Египта аль-Малика аль-Камиля, на чью поддержку они и опирались. Абу Шакир предлагал выбрать нового патриарха по жребию, однако Давуд отверг этот вариант. Противоборство двух группировок, сопровождавшееся взаимными обвинениями и ростом запросов султанского двора, всё больше повышавшего цену за утверждение патриарха, продолжалось около года, пока позиции противников Давуда не ослабила кончина Абу Шакира. Султан аль-Адиль отверг всех кандидатов на патриаршество, кроме Давуда (в частности, в разное время были отклонены кандидатуры Булуса аль-Буши и чиновника финансового ведомства ас-Саниа Галиба ибн ас-Суккари, которого султан не захотел отпустить с государственной службы). Хиротония Давуда была назначена на Вербное воскресенье 1217 г. Несколько дней оппозиция устраивала демонстрации протеста с зажжёнными свечами у подножия каирской цитадели, резиденции аль-Камиля. В Вербное воскресенье интронизация патриарха была сорвана из-за массовых беспорядков. Давуд удалился в монастырь св. Филофея, расположенный неподалёку от Фустата (Мисра). Начавшееся вскоре вторжение в Египет крестоносцев (1218–1221 гг.) отодвинуло на задний план коптские церковно-административные проблемы. Падение Дамиетты (1219 г.) вызвало волну антихристианских выступлений в Дельте – мусульманское большинство ошибочно отождествляло коптов (а ещё больше мелькитов) с «франками». Коптская община была обложена тяжёлым налогом на военные нужды.

 



 
PR-CY.ru