«КИРИАЛ»

«КИРИАЛ» – литургическая певческая книга для католической мессы римского обряда, содержащая, главным образом, песнопения ординария (неизменяемые песнопения). Сравнительно позднее название «Kyriale» происходит от латинского песнопения «Kyrie eleison» – «Господи, помилуй»; ещё более поздней исследователи считают структуру этой книги в составе современных изданий, где песнопения сгруппированы в нумерованные формуляры или циклы (называемые мессами); некоторые из них имеют указания для использования в особых литургических случаях. Как правило, формуляр включает песнопения «Kyrie», «Gloria in excelsis Deo», «Sanctus» и «Agnus Dei»; после всех формуляров помещены мелодии для «Crtdo». Песнопения, позднее вошедшие в Кириал (кроме «Credo»), присутствуют в римской мессе с конца VII в., когда папа Сергий I добавил в неё песнопение «Agnus Dei». С IX в., до появления музыкальной нотации, в песнопения ординария были добавлены музыкальные и текстовые вставки – тропы. Древнейшие нотированные записи этих песнопений сохранились в рукописях конца X в. Как правило, они помещались в «Градуале» – книге песнопений проприя (изменяемых частей) мессы, и в «Тропарии», сборнике тропов, следовательно, были заимствованы из местного репертуара, происходящего из устной народной традиции (в некоторых случаях очень древней). Сохранились следы, более или менее явные, архаичной ладовой организации: мелодии построены вокруг одной ступени звукоряда. Имеются также признаки ладового развития и усложнения мелодий, что было связано с ростом мастерства хоров (scholae cantorum). В первые века существования музыкальной нотации указанные песнопения группировались двумя способами: по жанрам (сначала следует подборка «Kyrie», затем – «Gloria», после чего (не всегда) ряд напевов «Sanctus» и «Agnus Dei») или по формулярам («Kyrie», «Gloria», «Sanctus» и «Agnus Dei»; необязательно полным). Исследователи встречают также рукописи, в которых соединяются оба способа; второй способ стал преобладать с середины XIII в. Постепенно были выработаны некоторые формуляры, присутствующие в современных книгах, например, мессы IV, IX, XI, XV, XVIII. После изобретения книгопечатания произошло два события, значимых для формирования современного Кириала. В 1614–1615 гг. издательством Ф. Медичи в Риме был опубликован «Градуал», cодержащий «Кириал» из 14 формуляров, в которые входят «Kyrie», «Gloria» (если это предусмотрено типом празднования), «Sanctus» и «Agnus Dei». Два последних формуляра относятся к мессе Богоматери (In Missis Beatae Mariae Virginis) и к заупокойной мессе (Pro defunctis).

 



 
PR-CY.ru