КИРЕЕВ Поликарп Миронович

КИРЕЕВ Поликарп Миронович (около 1876 – 1952 гг.) – издатель духовно-музыкальных сочинений. Биографических сведений о П.М. Кирееве сохранилось немного. С детских лет пел в сельском церковном хоре. Подростком отправился в Санкт-Петербург, надеясь приобрести какую-либо специальность. Летом 1907 г. опыт певчего помог ему поступить в Санкт-Петербургский митрополичий хор в партию басов (регент Иван Яковлевич Тёрнов). П.М. Киреев занялся изучением хранившихся в библиотеке хора рукописных партитур, партий и сборников церковной музыки – от произведений композиторов второй половины XVIII в. до сочинений Милия Алексеевича Балакирева и Николая Андреевича Римского-Корсакова. П.М. Киреева также заинтересовали местные напевы и мелодии, отражавшие певческие традиции разных регионов России. Он собирал материал в нотных библиотеках монастырей, соборов и церквей. Интерес П.М. Киреева к наследию прошлого определил содержание изданных им сборников. В 1911 г. вышла первая серия его сборников в четырёх выпусках, имевшая заголовок «Духовно-музыкальная хрестоматия». В 1912–1918 гг. была издана вторая серия в 28 выпусках с названием «Сборник духовно-музыкальных песнопений разных авторов». П.М. Киреев составлял сборники, а в качестве редакторов и аранжировщиков приглашал опытных санкт-петербургских духовных композиторов и регентов. Редактором первой серии был М.А. Лагунов, помощник регента Санкт-Петербургского митрополичьего хора, в работе над второй серией принимали участие Евстафий Степанович Азеев, Н.Д. Лебедев, протоиерей Георгий Яковлевич Извеков, Семён Викторович Панченко, Василий Александрович Фатеев (см. в ст. Фатеевы), Иван Григорьевич Ельцов, Алексей Евлампиевич Туренков. Партитуры гравировались и печатались акционерным обществом «Самообразование» в нотопечатне «Энергия», большая часть выпусков была переиздана. Сборники были адресованы смешанным, трёх- или четырёхголосным мужским, женским или детским хорам. Певческий материал распределялся по литургическому принципу и в зависимости от состава хора. Основу сборников составили сочинения авторов XVIII–XIX вв., к ним были добавлены обиходные местные напевы и отдельные произведения современных композиторов (в том числе редакторов). В сборниках П.М. Киреева представлены сочинения композиторов XVIII – первой половины XIX в. (Бальдассаре Галуппи, Джузеппе Сарти, Антонио Сапиенцы, Максима Созонтовича Березовского, Артемия Лукьяновича Веделя, Степана Аникиевича Дегтярёва, Дмитрия Степановича Бортнянского, Степана Ивановича Давыдова, протоиерея Петра Ивановича Турчанинова, архимандрита Феофана (Александрова), иеромонаха Виктора (Высоцкого), Александра Александровича Алябьева, Михаила Ивановича Глинки, Ф.Ф. Макарова, Степана Григорьевича Грибовича, Андрея Петровича Есаулова, священника Василия Фёдоровича Старорусского и др.), забытых авторов первой половины XIX в. (И.Т. Васильева, Лазаревича, Захарова, Быханова (как полагают исследователи, Евграфа Васильевича), Никитина, Яковлева, А. Велиумова, Должинского, Лаврова и др.), а также композиторов середины – второй половины XIX в. (Алексея Фёдоровича Львова, Гавриила Якимовича Ломакина, протоиерея Михаила Александровича Виноградова, Александра Ивановича Рожнова, Ивана Степановича Дворецкого, Николая Михайловича Потулова, М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова и др.).

 



 
PR-CY.ru