КИПРИАНОВИЧ Григорий Яковлевич

КИПРИАНОВИЧ Григорий Яковлевич (1846–1915 гг.) – педагог, публицист, церковный историк. Родился в семье священника Никольского храма Я.С. Киприановича. Окончил Виленское духовное училище, в 1867 г. по первому разряду Литовскую духовную семинарию, в 1871 г. историческое отделение Санкт-Петербургской духовной академии. Преподавал в Самарской духовной семинарии, с 1872 г. – в Литовской духовной семинарии (вёл занятия по истории, латинскому языку и педагогике). Без отрыва от работы в семинарии читал курсы лекций в средних учебных заведениях города Вильна, в Мариинской женской гимназии и училище для девиц духовного звания. В начале Первой мировой войны Г.Я. Киприанович эвакуировался в город Двинск Витебской губернии, где был директором коммерческого училища. Одновременно с преподавательской деятельностью Г.Я. Киприанович занимался церковно-историческими исследованиями. Во время обучения в академии вошёл в круг учеников и единомышленников профессора Санкт-Петербургской духовной академии Михаила Осиповича (Иосифовича) Кояловича, возглавлявшего в дореволюционной исторической науке особое течение – западнорусизм. Согласно взглядам западнорусов, в едином русском народе существуют три этнические общности: белорусы, великороссы и малороссы. Основой их единства является культурообразующая религия – православие. Эти историки считали попытки католицизма с помощью польского правительства и Брестской унии 1596 г. распространить своё влияние на православных подданных Речи Посполитой в XVI–XVIII вв. не только религиозной, но и этнокультурной трагедией населения Западной Руси. По их мнению, это вело к разрыву общерусского единства, а также к денационализации и ополячиванию белорусов, поскольку в унии происходила целенаправленно организованная постепенная латинизация и полонизация церковной жизни. Главную отличительную черту истории Белоруссии западнорусы видели в борьбе народа за православие и за сохранение русских основ своей жизни. По убеждению историков, эта борьба успешно завершилась с вхождением белорусских земель в состав Российской империи и последовавшим за этим возвращением 1,5 млн. белорусских униатов в православную церковь в 1839 г. Освобождение народа от унии (инструмента польско-латинского давления) привело к восстановлению религиозно-культурного единства белорусов и дало толчок развитию их национального самосознания в рамках общерусского единства. Г.Я. Киприанович полностью разделял и развивал данную концепцию в своих трудах. В 1873 г. защитил диссертацию «Высокопреосвященный Иосиф Семашко, митрополит Литовский и Виленский: Очерк его жизни и деятельности по воссоединению западнорусских униатов с православной церковью в 1839 г.» (опубликовано в 1894 г.). Продолжив работу над этой темой, издал книгу «Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение западнорусских униатов с православной Церковию в 1839 г.».

 



 
PR-CY.ru