КИНЕШЕМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

КИНЕШЕМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Костромской епархии, названо по городу Кинешма (ныне Ивановской области), существовало в 1866–1936 гг. Кинешемское викариатство было образовано 11 мая 1866 г. Комментируя это событие, Игнатий (Брянчанинов), который жил на покое в Бабаевском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре (Костромская епархия), писал 11 июня 1866 г. своему брату Петру Александровичу Брянчанинову: «Костромскому и Нижегородскому (архиереям) даны викарии, преимущественно для обращения раскольников». Местопребыванием Кинешемских епископов был назначен костромской Ипатиевский во имя Святой Троицы монастырь, в южном крыле Архиерейского корпуса в 1875 г. была устроена крестовая церковь во имя священномученика Ипатия, епископа Гангрского, и апостола Филиппа (малая крестовая церковь). В управление викарию был предоставлен Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божьей Матери монастырь неподалёку от Костромы. Первым Кинешемским епископом в 1866 г. стал Ионафан (Руднев), в 1869 г. он был назначен на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. На рубеже XIX и XX вв. видную роль в духовной жизни Костромской епархии играл Кинешемский епископ Вениамин (Платонов; 1883–1905 гг.). За годы жизни в Костроме он приобрёл широкую известность как старец, имевший дар прозорливости, «второй Иоанн Кронштадтский». В Ипатиевский монастырь к нему ежедневно приходило множество людей из Костромской и Ярославской губерний. В 1917 г. была предпринята попытка упразднения Кинешемского викариатства. По ходатайству Костромского и Галичского епископа Евгения (Бережкова) Святейший Синод 25–30 мая 1917 г. постановил переименовать Кинешемского епископа Севастиана (Вести) в епископа Макариево-Унженского «с назначением ему местожительства в г. Макарьеве и с поручением ему управления Макарьевского, Кологривского, Ветлужского, Варнавинского и Юрьевецкого уездов». Это решение вызвало недовольство в Кинешме, городская дума, духовенство и жители города обратились к епископу Евгению (Бережкову) с просьбой о восстановлении Кинешемского викариатства, и архиерей 21 июля отправил в Синод соответствующее ходатайство. В сентябре 1917 г. Синод определил: «Викарию Костромской епархии епископу Макариево-Унженскому Севастиану присвоить прежнее наименование “епископ Кинешемский”». Вскоре епископ Евгений (Бережков) добился учреждения в Костромской епархии второго викариатства – Нерехтского, 17 сентября 1917 г. Севастиан (Вести) был назначен епископом Нерехтским. В 1917–1919 гг. Кинешемское викариатство не замещалось. В 1919 г. Нерехтское викариатство было упразднено, и епископ Севастиан (Вести) вновь занял Кинешемскую кафедру. В следующем году епископ Севастиан (Вести) возглавил Костромскую епархию, был возведён в сан архиепископа, в 1922 г. уклонился в обновленчество. В июле 1923 г. он принёс покаяние пред патриархом Тихоном и был оставлен на кафедре. В сентябре 1923 г. под давлением властей архиепископ Севастиан (Вести) вновь примкнул к обновленчеству, в начале 1924 г. покаялся и снова был оставлен управляющим Костромской епархией. В 1920 гг. архиепископ Севастиан (Вести) наряду с Костромой часто жил в Кинешме, которая превратилась в один из кафедральных городов Костромской епархии. В октябре 1929 г. в Костроме прошли массовые аресты духовенства. Архиепископ Севастиан (Вести) пытался заступиться за арестованных, но власти выслали его в Кинешму, где он умер 8 декабря 1929 г. В 1918 г. территория Костромской губернии, совпадавшая с территорией Костромской епархии, подверглась существенным изменениям: Кинешемский и Юрьевецкий уезды отошли новообразованной Иваново-Вознесенской губернии.

 



 
PR-CY.ru