КАЛАМИУ

КАЛАМИУ – монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, принадлежит Гортинской и Мегапольской митрополии Элладской православной церкви, находится в 4 км от села Ацихолос и в 10 км к северо-западу от Каритены. Старый монастырь расположен на узкой полосе длиной 50 м на уступе крутого утёса над ущельем, в котором протекает река Лусиос. Считается, что он был основан в XV в. В окружающих Каламиу скалах есть естественные пещеры. С южной стороны монастырь был защищён стеной с бойницами и тремя башнями. Вход сделан в юго-западном углу оборонительной стены. За воротами находилась небольшая площадка, с которой другой вход вёл в монастырский двор. Кафоликон (монастырский собор), освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы, был построен и расписан в 1705 г. на средства архонта из Каритены Афанасия Кулопулоса (Куласа) при игумене Паисии (Малесисе). Это – небольшой однонефный храм, частично встроенный в скалу: добавлены только западная и южная стены, выложенные из грубо обработанных камней и частично оштукатуренные. В пещере напротив входа в естественной нише устроен алтарь. Укрепляющая свод арка поднимается от нижней части северной стены к середине южной стены и соприкасается с западной стеной. Проход за кафоликоном ведёт в восточную часть монастырского комплекса. Кельи и хозяйственные постройки расположены в три яруса, их соединяют извилистый проход и лестницы. В этой части монастыря находится аскитирий, в поствизантийский период он являлся центром, вокруг которого образовалась обитель. Аскитирий расположен на 8 м выше уровня почвы, в пещере, вход в которую закрыт стеной с дверью. К аскитирию ведёт выложенная камнями лестница. Над первой лестничной площадкой находится полуцилиндрическое строение, по мнению исследователей, звонница. Фрески кафоликона выполнены критским мастером Петром Педиотисом, который работал на Пелопоннесе в 1710 гг. Вместе с братом Михаилом он расписал кафоликон монастыря Бурас близ Мегалополи (1710 г.) и новый монастырь Каламиу (1713 г.), один – церковь Трёх святителей в Стемнице (1715 г.). Кроме того, в 1711 (или в 1714) г. Михаил украсил фресками церковь великомученика Георгия Победоносца монастыря Рекицас (близ селения Дирахи, Аркадия) и в 1713 г. – церковь великомученика Георгия Победоносца в селе Бурьяна. По мнению исследователей, росписи кафоликона представляют собой вариант развития критской живописи в сторону народного искусства. Их характеризуют нарочито декоративный характер и перенасыщенные деталями многофигурные композиции. В отличие от фресок нового монастыря Каламиу здесь отсутствует единая иконографическая программа. В конхе находилось изображение Богоматери (сохранилась фигура одного из предстоящих Ей архангелов), ниже, как полагают исследователи, располагались пророки (осталась только фигура царя Соломона), под ними – «Спас Недрёманное Око».

 



 
PR-CY.ru