КЕСАРИЯ КАППАДОКИЙСКАЯ

КЕСАРИЯ КАППАДОКИЙСКАЯ – город в Каппадокии в Малой Азии, в Античности и Средние века первая по рангу митрополия Константинопольской православной церкви. Предшественником Кесарии был античный город Мазака, наследник ассирийской торговой колонии Каниш (ныне Кюльтепе), располагавшейся в 24 км к северо-востоку от него. В эллинистический период был переименован в Евсевию; при римском императоре Октавиане Августе в его честь – в Кесарию Каппадокийскую. Для отличия от одноимённых городов эту Кесарию Каппадокийскую ещё называли по её расположению «Кесария у горы Аргеос» (современное название горы – Эрджиес). Город был столицей каппадокийских царей, в том числе союзника Митридата Евпатора, Тиграна II (начало I в. до н.э.), который переселил часть её жителей в Тигранакерт, основанный незадолго до того в Северной Месопотамии (после победы римлян они вернулись обратно). На рубеже эр Кесария Каппадокийская была под властью Антиоха III, царя Коммагены. С 18/19 г. являлась столицей новой провинции Каппадокия с правом чеканки серебряной монеты. В 260 г. плохо защищённая Кесария Каппадокийская была занята персами; Иоанн Зонара писал, что в это время в городе проживало около 400 тыс. человек (достоверность сведений исследователи подвергают сомнению). Благодаря тому что большая часть окрестностей Кесарии Каппадокийской была занята императорскими имениями, город был единственным крупным в округе. Кесария Каппадокийская располагалась на высоте около 1068 м над уровнем моря на перекрёстке трёх важнейших римских дорог через Центральную Анатолию (хотя зимой снег засыпал проезд). Одна из них проходила с юго-запада на северо-восток: из Икония через Колонию (где пересекалась с дорогой, которая шла с севера на юг, из Анкиры в Тиану и далее к Киликийским Воротам) и Кесарии Каппадокийской в Севастию. Вторая – с запада на восток: из Анкиры в Мелитину (существовал также альтернативный путь из Анкиры в Мелитину – через Тавию). Третья дорога вела с севера на юг: из Амиса через Тавию, Кесарию Каппадокийскую и Тавр в Киликию. С хеттского периода гора Аргеос над Кесарией Каппадокийской почиталась как божество Хайга (Белая гора); её изображение чеканилось на монетах. В Кесарии Каппадокийсклй были храмы Тюхе, Аполлона и Зевса Полиуха, разрушенные христианами в 362 г. В городе существовали культы императора, священного оленя, Сераписа и Митры, здесь же находилось персидское святилище огня. Очень крупная кесарийская иудейская община известна исследователям со 142 г. до н.э.; две дочери каппадокийского царя Архелая вышли замуж за сыновей Ирода Великого; Кесарию Каппадокийскую посещал иудейский учитель Акива бен Иосиф. В IV в. иудеи жили в согласии с христианами: в 368–369 гг., во время голода, иудейские дети получали помощь; иудеи Кесарии Каппадокийской оплакивали кончину Василия Великого, у его смертного одра находился врач-иудей Иосиф. Судя по антиманихейской полемике Василия Великого, исследователи полагают, что в городе существовала и манихейская община. Кесария была центром греческой культуры. Царь Ариарат V переписывался с Карнеадом (II в. до н.э.); царь Архелай I был автором трактатов о сельском хозяйстве, коневодстве и драгоценных камнях. Во II в. в Кесарии Каппадокийской родился софист Павсаний; при императоре Адриане в качестве наместника провинции здесь служил историк и географ Флавий Арриан.

 



 
PR-CY.ru