КЕСАРИЙ и ДАСИЙ

КЕСАРИЙ и ДАСИЙ (VII в.?) – мученики Дамасские (память 1 ноября). Согласно краткому сказанию в Синаксаре Константинопольской церкви (архетип X в.), вместе с Кесарием и Дасием пострадали Савва, Савиниан, Агриппа, Адриан и младенец Фома; претерпев мучения за христианскую веру, святые были казнены в Дамаске. В двустишии, посвящённом этим мученикам, из греческих стишных Синаксарей по имени назван только Кесарий, также говорится, что святые погибли от меча «неверных друзей». В Римском Мартирологе (1580 гг.) помещены имена Кесария и Дасия (в искажённой форме: Dacius вместо Dasius), остальные пять мучеников лишь упоминаются. Время страданий святых исследователям неизвестно; архиепископ Сергий (Спасский) считает, что мученики были казнены в VII в., при взятии Дамаска мусульманами, тогда как болландисты датируют их кончину приблизительно 305 г. Ввиду отсутствия древнего Жития исследователи подвергают сомнениям тот факт, что Кесарий и Дасий и другие пять мучеников пострадали в Дамаске. Исключение составляет Савиниан, которого, исследователи готовы отождествлять с одноимённым святым, претерпевшим мученическую кончину в этом городе и упоминаемым под 25 сентября в византийских и западных календарях. По мнению исследователей, Кесарий является одним лицом с мучеником Кесарием Таррацинским (Терракинским), чья память в Римском Мартирологе обозначена также под 1 ноября; см. ст. Кесарий и Иулиан, священномученики Таррацинские (Терракинские). В некоторых византийских календарях под 4 ноября упоминаются мученики Дасий, Севириан, Андрон и Феодот (см. в ст. Дасий, Севир, Андрона, Феодот и Феодота) без указания места кончины, что по мнению болландистов, является частичным повторением памяти 1 ноября с искажёнными именами. Торжественная служба Кесарию и Дасию и пяти пострадавшим с ними совершалась в Константинополе в церкви мученика Феодора, недалеко от Халки Тетрапила, что, помнению исследователей, свидетельствует о перенесении туда их мощей.

 
PR-CY.ru