КЕРКИРА

КЕРКИРА (I в.) – мученица (память 28 апреля; память в Греческой; память в Западной церквах 29 апреля). Была ученицей апостолов Иасона и Сосипатра; основные сведения о ней содержатся в Житии этих святых. Полная версия Жития сохранилась в парижской рукописи, последнее издание с французским переводом и вступительной статьёй было осуществлено Б. Киндтом в 1998 г. (рассказ о Керкире содержится в главах 11–14). Время создания этой редакции – не позднее второй половины X в. Подробный пересказ пространного Жития был помещён в «Великий Синаксарист» К. Дукакиса. Существует также неизданная краткая версия Жития в рукописи XIV в. Согласно этим источникам, Керкира была дочерью Керкилина, правителя острова Керкира (Корфу). Когда на остров пришли апостолы Иасон и Сосипатр, Керкире было 15 лет. Услышав учение святых и увидев их стойкость перед мучителями, Керкира уверовала во Христа, раздала бедным те драгоценности, что у неё были, и объявила отцу о своём отказе от язычества. Отец пытался переубедить Керкиру, но безуспешно. Тогда он заключил её под стражу и послал некоего эфиопа, известного своей жестокостью, обесчестить девицу. Однако у входа в темницу чудесным образом появилась медведица. Она напала на эфиопа и стала драть его когтями и зубами. Увидев это, Керкира отогнала зверя именем Христовым, а раны эфиопа по её молитве зажили. Поражённый этими чудесами эфиоп уверовал во Христа и принял имя Христодул. Вернувшись к правителю, он публично исповедал свою веру, за что подвергся жестоким мучениям, был убит, а тело его выбросили за городские стены. Отец отправил к темнице Керкиры солдат, чтобы те разожгли огонь и спалили дом вместе с заключённой там девой. Но огонь, бушевавший три дня, не тронул святую. Тогда правитель отдал её епарху Карпиану; Керкиру вывели за городские стены, повесили на дереве вниз головой, мучили дымом, метали в неё стрелы и камни, пока святая не скончалась. Благочестивый пресвитер Феодосий нашёл тело мученицы и похоронил его недалеко от городских ворот. Рядом с ней он положил и тело эфиопа Христодула. Ночью христиане видели сияние над этими могилами и слышали ангельское пение. О дальнейшем почитании Керкиры на острове Керкира исследователям неизвестно. В исследовательской литературе принято мнение, что Керкир – вымышленный персонаж Жития, которое в целом носит легендарный характер. На это указывают и позднее время создания памятника, и обилие диалогов и бесед при отсутствии конкретных фактов, а также символичность имён Керкиры и её отца: помимо того что имя Керкиры идентично названию острова, некоторые из вариантов его написания соотносятся с греческим словом, означающим «госпожа». Создание этого Жития исследователи объясняют тем, что в X в. Керкира претендовала на статус митрополии, который и получила в 980 гг. Тот факт, что христианство было принесено на остров апостолами, должен был способствовать повышению авторитета Керкиры среди других епископий. Память Керкиры вместе с апостолами Иасоном и Сосипатром отмечается в византийских календарях 27, 28 или 29 апреля. В РПЦ её память празднуется 28 апреля. Сохранилась служба апостолам, Иасону и Сосипатру, и Керкире. В стишных Синаксарях ей также посвящено двустишие.

 
PR-CY.ru