КЕРИГМА

КЕРИГМА (греч. – провозглашение) – в либеральной теологии XX в. раннехристианская устная проповедь об Иисусе Христе как о Мессии и Спасителе, предшествовавшая созданию первых письменных текстов, вошедших в канон Нового Завета. Такое понимание термина «керигма» связано с особенностями употребления слова «керигма» в Новом Завете. Однако керигматическая теология не ставит перед собой задачу исторически достоверно описать раннехристианскую проповедь о Христе; напротив, целью теологии считается такое изложение новозаветного провозвестия, которое непосредственно затрагивало бы современного человека. Греческое слово «керигма» образовано от глагола «провозглашать» и изначально обозначало содержание речи глашатая. В Новом Завете слово «керигма» употребляется девять раз в значении «проповедь, провозвестие». В Мф. 12:41 и Лк. 11:32 (ниневитяне «покаялись от проповеди» Ионы) это понятие не несёт специальной богословской нагрузки: содержание провозвестия Ионы не раскрывается и не имеет существенного значения для контекста, важен сам факт раскаяния жителей Ниневии. Своё основное богословское значение («проповедь о спасительном деянии Бога во Христе») слово «керигма» получает в Посланиях апостола Павла и приближается по смыслу к термину «евангелие». Это исследователи видят, например, из сравнения 1 Кор. 15:1 («Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам») со словами апостола Павла из той же главы (15:14), которые относятся к только что изложенному им «Евангелию» о воскресении Христа: «А если Христос не воскрес, то и проповедь («керигма») наша тщетна, тщетна и вера ваша». В Рим. 14:24 слово «керигма», относящееся к провозвестию Иисуса Христа, ставится в один ряд со словом «евангелие», обозначающим здесь провозвестие апостола Павла («Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времён было умолчано...»). Тем самым выражается мысль о тождественности проповеди апостола и учения Иисуса Христа. Такое понимание слова «керигма» выражено и в так называаемом кратком окончании Евангелия от Марка, где понятие «керигма» относится ко всему содержанию евангельской проповеди (Иисус послал через учеников «священную и нетленную весть («керигма») о вечном спасении»). Керигма существует объективно, независимо от индивидуальности человека, которым она провозглашается, т.к. «утверждается» Богом «через» апостола («Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие («керигма») и услышали все язычники» (2 Тим. 4:17)). Проповедь «вверена» апостолу (Тит. 1:3). Смысл керигмы понимается шире, чем вербальное сообщение, содержание керигмы открыто христианам Святым Духом, и действенность керигмы во власти Бога, а не человека: «И слово моё и проповедь («керигма») моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией..., проповедуем премудрость Божию..., которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей..., нам Бог открыл это Духом Своим..., мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого...» (1 Кор. 2:4–13).

 



 
PR-CY.ru