КЕЛЛИИ

КЕЛЛИИ – один из крупнейших монашеских центров в Нижнем Египте наряду с Нитрией и со Скитом (Вади-эн-Натрун), известный по источникам c IV по XI вв. Руины Келлий расположены примерно в 60 км к юго-востоку от Александрии и занимают более 100 кв. км. Топоним «Келлии» возник вследствие перехода в имя собственное греческого имени нарицательного «кельи» и соответствующего ему коптского названия. По мнению исследователей, в коптском языке к Келлиям прилагалось и другое, синонимичное название, к которому исследователи возводят арабское наименование Келлий – Эль-Муна. Древние письменные источники помещают Келлии между Нитрией к северу и Скитом к югу, причём по-разному оценивают расстояние между Нитрией и Келлиями. После верной идентификации Нитрии Х. Дж. Эвелин-Уайтом стала возможной и правильная локализация Келлий, предложенная в качестве гипотезы Э. Ф. Ч. де Коссоном в 1937 г. и подтверждённая в ходе раскопок под руководством Антуана Гийомона в 1964 г. Сведения о жизни в Келлий в IV–V вв. основаны, главным образом, на письменных источниках, в VI–VIII вв. – на археологических данных. Келлии были основаны Аммоном Нитрийским поблизости от учреждённого им же сообщества монахов в Нитрийской пустыне и предназначались для иноков, которые желали более строгого уединения. Согласно одной из апофтегм алфавитной коллекции сборника «Apophthegmata Patrum», Антоний Великий однажды посетил авву Аммона в Нитрийской пустыне и тот, сославшись на увеличение числа братии, сообщил преподобному Антонию о желании некоторых из них «построить келлии вдалеке, чтобы безмолвствовать». Авва Аммон попросил преподобного Антония выбрать место для новых монашеских поселений. Пройдя за день большое расстояние, на закате они достигли места, где Антоний предложил поставить крест в знак того, что именно здесь будут выстроены новые жилища для нитрийских монахов. Важным обстоятельством, принятым во внимание Антонием, была возможность для иноков Нитрии и нового поселения общаться друг с другом без серьёзных затруднений. Основание Келлий исследователи обычно относят к 338 г., связывая его с путешествием Антония в Александрию. В качестве одной из особенностей иноческой жизни в Келлиях источники упоминают значительное удаление жилищ монахов друг от друга, чтобы не нарушалось уединение. В конце каждой недели, в субботу вечером, монахи собирались в храме для воскресного богослужения, которое завершалось утром следующего дня Божественной литургией. За причащением следовала совместная трапеза монахов – агапа. Письменные источники указывают на храмы как на место проведения агап, однако археологические находки свидетельствуют о том, что при храмах существовали особые помещения для братских трапез. Наиболее известным из пресвитеров Келлий в начальную эпоху был Макарий Александрийский. Последние 14 лет жизни в Келлиях провёл Евагрий Понтийский; девять лет в Келлиях прожил Еленопольский епископа Палладий, составивший впоследствии «Лавсаик» – одно из наиболее информативных описаний иноческой жизни в обителях Египта.

 



 
PR-CY.ru